ГЛАВА ДЕВЯТАЯ
Нама-Гуру и мантра-Гуру
Ученик: Я слышал, что преданный вечно связан с тем духовным учителем, который посвятил его в воспевание Харе Кришна Маха-мантры (Харинама-Гуру). Есть ли у него подобная связь с мантра-Гуру?
Шрила Шридхара Махарадж: Да. Это нечто схожее, с небольшими отличиями.
Ученик: Некоторые из преданных, получивших посвящение в Харинаму у Бхактиведанты Свами Прабхупады, позже получили посвящение в Гайатри-мантру от одного из его учеников. Не могли бы вы объяснить разницу между этими инициациями, а так же то, как должен воспринимать ученик свои отношения с двумя разными духовными учителями?
Шрила Шридхара Махарадж: Первостепенное значение имеет Нама-Гуру, то есть Гуру, посвящающий в воспевание Святого Имени Кришны, затем--Гуру, посвящающий в Гайатри-мантру. Среди учеников Бхактиведанты Свами Прабхупады первому следует выражать почтение дикша-Гуру, тому, кто посвятил вас в воспевание Гайатри-мантры, а затем--всем остальным. Сперва следует выражать свое почтение Прабхупаде, который является нама-Гуру и духовным учителем дикша-Гуру, затем дикша-Гуру, и затем всем остальным. Всем им следует оказать почтение в соответствии с их положением.
Джива Госвами пишет, что Имя Кришны является основным составляющим в Гайатри-мантре. Множество других слов также входит в состав мантры, но Имя--самое важное. Если убрать Имя Кришны и заменить Его каким-нибудь другим именем, то все будет испорчено. Таково заключение Дживы Госвами. Святое Имя Кришны есть все и вся. В Гайатри-мантре содержится Святое Имя Кришны, а также множество других слов. Но если убрать Имя Кришны и заменить Его именем Шивы, то все поклонение будет обращено к Шиве. Святое Имя--наиважнейший фактор.
Святое Имя Кришны настолько существенно, что может не потребоваться даже Гайатри-мантра. Говорится: на ча сат крийа, на дикше на ча пурашчарйа манадилате мантрайам расана спри ханато шри кришна наматмака--“Нет никакой необходимости ни проходить все очистительные процессы, ни следовать шести ритуалистическим церемониям, предписываемым Ведами для благочестивой жизни, ни даже принимать посвящение в Гайатри-мантру. Тот, кто просто воспевает Святое Имя Кришны без оскорблений, достигает полного успеха.” Святое Имя Кришны--самое важное условие. Даже Гайатри-мантра может оказаться ненужной.
Мы принимаем мантру только в помощь Нама-бхаджану, поклонению Святому Имени. В противном случае, она может и не потребоваться. К такому заключению пришли ачарйи. Имя само по себе способно сделать все для живого существа. Оно полно и совершенно. Мантра помогает нам разделаться с апарадхами--оскорблениями--и абхасой, то есть расплывчатыми представлениями о нашем бхаджане. Лишь до этих пор мантра приходит к нам на помощь.
Приводится пример с большим и меньшим кругами. Святое Имя Кришны--это больший круг. Он простирается от высочайшего уровня до самого низшего. Круг мантры--это меньший круг внутри большего. Мантра не может спуститься до низшей точки. Святое же Имя простирается до самого низшего положения. Мантра приводит нас к освобождению, а дальше нас несет Святое Имя. Таким образом мы связаны с мантрой и Именем.
Имя простирается до самого низшего положения, до чандалов и йаванов. Имя может получить любой. Но не каждый достоин Гайатри-мантры. Мантра может быть пожалована только тому, кто достиг достаточной духовной квалификации, а с достижением освобождения юрисдикция мантры кончается. В Чаитанйа-чаритамрите (Ади, 7.73) говорится:
кришно-монтро хоите хобе сомсаро
мочоно
кришно-намо хоите пабе кришнеро чороно
“Гайатри-мантра Кришны освобождает живое существо из мира повторяющихся рождений и смертей; Святое Имя Кришны дает ему убежище у лотосных стоп Кришны”. Гайатри-мантра поможет нам достичь освобождения, и затем уйдет. Когда мы достигаем освобождения, работа мантры заканчивается. Но Имя будет сопровождать нас на всем нашем пути, от низшего положения до наивысшего. В воспевании Святого Имени нет ни доли прошения--это только обращение. Мы не должны воспевать в умонастроении “я хочу то или это”. Мы должны просто спонтанно воспевать Имя. Это будет поощрять в нас благие устремления. Итак, поскольку сфера деятельности мантры ограничена, а Имя имеет первостепенное значение, в первую очередь следует оказывать почтение Нама-Гуру, затем мантра-Гуру, а затем остальным Вайшнавам.
Ученик: Как должен преданный, получивший вторую инициацию от своего брата в Боге, относиться к своему дикша-Гуру--как к брату в Боге или как к Гуру?
Шрила Шридхара Махарадж: Это непостижимое одновременное единство и отличие. В основном, преданный, в соответствии со своим теперешним положением, будет видеть его как Гуру, но если он выйдет за рамки своего сегодняшнего положения и вернется к своей прежней истории, он будет видеть его скорее как своего брата в Боге. Но, в основном, на теперешней ступени, он будет видеть его как Гуру, и, на заднем плане, как брата в Боге.
Ученик: Вы сказали, что Харинама продолжается после освобождения. А продолжаются ли отношения между Гайатри-мантра-Гуру и преданным, уже достигшим освобождения?
Шрила Шридхара Махарадж: Когда он вернется в духовный мир, даже воспевание Святого Имени отойдет на второй план, а другие виды служения выступят на передний. Когда душа вступит в царство Господа, ей будет доверена определенная роль в служении Кришне, и эта роль займет в ее жизни самое заметное и значительное место. В это время Имя будет находиться на заднем плане. Когда душа присоединяется к определенной группе в определенной расе, например в сакхйа-расе, ей будут даны определенные обязанности под руководством предводителя группы, такого как Субала или Баладева. Самым важным будет служение, а Имя будет оставаться на заднем плане, помогая и вдохновляя. Там преданный будет видеть как своих Гуру всех, но в определенной иерархии. Это семейная жизнь. Там будет Гуру его духовного учителя, но ученик будет работать под руководством своего начальника, у которого будет свой начальник. Он будет получать указания от своего непосредственного руководителя. Таким образом, там существует иерархия, и ученик постепенно войдет в эту систему. Каждым преданным руководит определенный слуга, и прямая обязанность преданного--служить этому слуге и выполнять его поручения.
Ученическая
преемственность |
Бхагаван Шри Кришна |
Брахма |
Нарада |
Вйасадев |
Мадхвачарйа |
Падманабха |
Нрихари |
Мадхава |
Акшобхйа |
Джайатиртха |
Джнанасиндху |
Дайанидхи |
Видйанидхи |
Раджендра |
Джайадхарма |
Пурушоттама |
Брахманйатиртха |
Вйасатиртха |
Лакшмипати |
Мадхавендра Пури |
Ишвара Пури (Нитйананда, Адвайта) |
Шри Кришна Чаитанйа Махапрабху |
Рупа Госвами, Сварупа Дамодара, Санатана Госвами |
Рагхунатха Дас Госвами, Джива Госвами |
Кришнадас Кавирадж Госвами |
Нароттам дас Тхакур |
Вишванатха Чакраварти Тхакур |
(Баладева Видйабхушан) Джаганнатха дас Бабаджи |
Бхактивинод Тхакур |
Гауракишора дас Бабаджи |
Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур |
Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами (АЧ.Бхактиведанта Свами) |