ХРАНИТЕЛЬ ПРАВДЫ О БОГЕ

Говинда дас

Служение Шри Мурти от идолопоклонства отличается тем, что Шри Мурти поклоняется Гурудев, а идолам -- люди.

Шри Вйасадева, Пришествие Господа, давший Шастры, утверждает, что любой, кто о поклоняемом Божестве имеет такую же идею, как о каменном изваянии; кто мыслит о Вайшнавском Гуру теми же мыслями, что и о себе или себе подобных; кто смотрит на Вайшнава глазами касты, нации, происхождения и т.п.; кто не видит в воде, омывавшей лотосные стопы Вишну и Его преданных, ничего особенного; кто думает о Святом Имени и мантре Вишну, сокрушающих все грехи, так же, как и о звуках этого мира; кто расценивает Бога богов Вишну как возвышенного полубога, тот обладает всеми качествами, чтобы носить титул: “Олицетворение зла”.

Люди же, даже вместе взятые, даже взятые вместе с теми, кому доступно все в этом мире, взятые вместе с теми, кто отпал от всего в этом мире, и -- с теми, кто способен к чудотворчествам, отличаются от Шри Гуру тем, что им неведома изначальная причина того, что происходит. Их сознание до той или иной степени поражено ложью о Шри Бхагаване. Служение Господу -- занятие не того порядка, которое способен начать даже выдающийся деятель. Эта любовная волна служения, омывающая Верховного Господа, вечна. Ее невозможно начать подобно движениям социального и политического служения в этом мире. К ней возможно только присоединиться по великой удаче и только тогда, когда это возможно. Эта волна исходит из сердца Шри Гуру, о котором мы не должны думать никак иначе, как о Гуру-Бхагаване. Можно вырыть канал и найти для него воду, и даже назвать это “Нью-Гангой”, но подлинная Ганга исходит из того мира. Обычные люди не смогут увидеть в Ганге ничего, кроме реки, до тех пор, пока в сознание не проникнет верная идея о ней. Источник истинных представлений тот же самый, что и сама Ганга-мата.

В любой момент времени, и на что бы мы ни обратили свое внимание -- на наступающий вечер, на собственные мысли, на звуки за окном, все укажет нам: “Слава Богу, Господь существует!” Когда мы видим дымящие трубы завода, мы можем сделать точный вывод о наличии владельца, работающего директора, инженеров и всех остальных. Иначе, как бы задымили трубы? Господь существует, никто не сможет отрицать. Действующая причина всего есть. Если происходит то, что происходит, значит с Причиной все в порядке.

Когда человек говорит: “Я не верю в Бога, Его нет”, то, может быть, иногда (или очень часто) такое утверждение -- не что иное, как интуитивная верность неосознанно дающему о себе знать своему самому высокому предназначению. Такой человек, от кого он слушал о Боге? И что он слышал? И с какой целью ему это говорили? И те, кто провозглашает: “Мы верим в Бога. Мы поклоняемся Ему”, еще не обязательно должны стать объектами нашего почтения. Возможно, это те, с кем придется сражаться насмерть. Даже крайние формы атеизма, отвергающие наличие какого-либо разумного начала, не смогут отвергать самое Начало. Они лишь приписывают Началу продиктованные их собственным безумием качества. В этом море лжи, как душе избежать ее?

То, что одни видят в этом мире как хаос, себя же чувствуют жертвами несправедливости, бесконечно могущественного сумасшествия или безнравственного эксперимента, другие видят наоборот -- как закон, себя считая опять же жертвами, но уже фатальной справедливости, т.е. кармы. Первые в своем стремлении “пожить” никогда не смирятся. Вторые же -- смирятся, но, опять же, в стремлении “пожить” они стали лишь осторожнее, “цивилизованнее”. В своей приверженности деловым взаимоотношениям с Целым, душа рано или поздно поймет эту кармическую машину как утомительную игру и усталость начнет выталкивать ее прочь. Ей будет хотеться поскорее закончить с делами-векселями и -- в отставку, на покой, на пенсию. Вечная пенсия -- голубая мечта души, исходившей дорогами кармы. Начав с инстинктивно-настороженного отношения ко всему вокруг, джива пришла к научно-враждебному. В высшем достижении своего сепаратизма -- чувстве долга -- она не найдет ничего, кроме необходимости избавиться от него. Этот выстраданный “нуль” -- вечное ярмо дживы. Рекламирующая все виды лжи энергия угнетала ее, вынуждая стремиться к утаивающим боль целям. На различных ступенях своего “прогресса” такая джива смотрела на Бога то как на деспота, то как на полицейского, то как на платного проводника в мир безразличия. “Если мы не будем проповедовать, нас просто посадят в тюрьму” -- периодически приходилось ей слышать от своих “авторитетов”. “Основной принцип, которому следуют практикующие Бхакти-йогу, -- это самоограничение” -- приходилось периодически читать ей в инструкциях по управлению ее жизнью. Манипулируя именами Божественного, ей внушили такие представления о Нем, с которыми не мечтать об освобождении невозможно. “И когда ты достигнешь освобождения, то по-настоящему поймешь, как милостив Кришна!” Но, слава Богу, Господь существует! И в Своей ипостаси Шри Гуру Он способен дать о Себе знать. Иначе, как дживе, потерянной в глобально происходящем, догадаться о природе происхождения того, что происходит? Враждебна ли эта природа? Нейтральна ли?

При виде пейзажа, написанного великим мастером, кто-то может заметить: “Да, он любил писать пейзажи. Это -- один из них”. Другой может отметить, что настроение, переданное художником, созвучно вышедшей в то время книге такого-то поэта. Третий, возможно, скажет: “Я изучал его жизнь по документам и свидетельствам. В этот период мастер нуждался в деньгах. Не исключено, что картина заказная, для интерьера спальни или кабинета.” Но кто-то сможет сказать определенно: “Я был его другом. Я помню это время. Этот пейзаж он написал только потому, что эти места очень близки госпоже N. Мастер был в нее тайно влюблен.”

Джагад-Гуру знает о внутренней жизни Бхагавана не только по документам и свидетельствам. Слово-реальность, исходящее из уст Джагад-Гуру, исполнено веры в самое себя. Хотя у обусловленной души нет ни одного действующего чувства по восприятию Настоящего, вера -- единственное, что джива способна адаптировать из высшего мира. Один из отцов Русской Православной Церкви, говоря о чудесах, явленных Иисусом Христом, заметил, что для того, чтобы зародить истинную веру в сердце человека, нужна сила более высоких порядков, чем та, которая нужна, чтобы сотворить небо и землю. Благая весть, Хари-катха, благотворная весть о Верховной Душе, о Душе всех душ, не может не призвать душу к жизни, а не к смерти. Ложь о Господе из уст тотально завербованных Майей уничтожает душу до такой степени, что она начинает отрицать сама себя: “Меня нет. Никакой души не существует.” Шри Гуру -- отправитель высокой надежды в этот мир. Его адресат -- каждый. “До востребования”. В Бхагавад Гите, 5.28, Шри Кришна говорит о Себе как о сарвва-лока-махенварам сухридам сарвва-бхутанам. “Я -- Абсолютное Могущество -- сарвва-лока-махенварам, всех земель Верховный Правитель. Все, кто способен внести в твою жизнь коррективы -- осуществляют Мою власть.” Но кто Он? Сухридам сарвва-бхутанам -- друг, стремящийся принести благо. Сначала Он говорит: “И травинка не шелохнется без Моего позволения.” И тут же добавляет: “Но куда бы, когда бы и каким бы образом она не шелохнулась, это на благо всем. Что бы ни пришло в твою жизнь, ты должен знать -- это Моя обеспокоенность Твоим благом.” Это -- Гуру. Безмерное могущество, употребленное во благо каждому. Силы Гуру находятся в Кришне. Во всех, кто облечен быть нашими Гуру, мы должны различать голос, разум и помощь Верховного Господа. Они, наши Гуру, помогут нам видеть Бога повсюду, и тогда мы -- в безопасности, среди доброжелателей. Наше высшее благо видимо только с Абсолютной позиции. Мои временные родители, откуда им знать о моем вечном благе, если они -- не Вайшнавы.

гурур на са сйат сваджано на са сйат
пита на са сйадж джанани на са сйат
дривам на тат сйан на патин ча са сйат
на мочайет йах самупета-Шритйум
(Бха: 5.5.18)

Примите тех, кто приходит как ответ на ваши молитвы, а не только тех, кто приходит к вам просто по вашей карме. Гуру -- не номинация. Гуру способен помочь нам реально, если наша нужда реальна.

Чуть более года назад я оказался в сложной ситуации выбора между относительным и абсолютным. Судьба расколола моих друзей на две противостоящие группы, и нужно было делать конкретный выбор. Но моя слепота не позволяла определить, что есть что и кто есть кто. За несколько дней я проконсультировался, быть может, с десятью преданными, выпытывая у них информацию. И чем больше я это делал, тем больше ощущал себя в тупике. И рядом не было никого, кому я смог бы довериться полностью. И как-то утром -- это было в Москве, я ехал в трамвае -- мне подумалось: “Как жаль, что невозможно спросить у Шрилы Шридхара Махараджа!” И следующая мысль пришла ко мне как восклицание: “А почему -- нет?!” Мне вспомнилось, что вера в Гуру делает вопрос его физической близости или удаленности несуществующим. И я тут же, в трамвае, обратился мысленно к Шриле Шридхаре Махараджу. Я не помню точно тех слов, которые я направил к нему, но настроение было примерно таким: “Я сбит с толку. Я близок к отчаянию. Пожалуйста, помогите. От моих консультаций с другими запутанность только возрастает. Мне не к кому обратиться. Я не знаю, где лежит мое благо, но вы знаете. Пожалуйста, откройте мне глаза хотя бы на миг, чтобы я смог сделать хотя бы шаг в верную сторону. Пожалуйста, помогите --” Возможно, моя вера была не стопроцентной, а искренность не абсолютной, но, вероятно, что-то подлинное в этом обращении было. Я не представлял себе, как все может разрешиться, и разрешится ли вообще -- не знал. Но прежде, чем я отправился спать в тот день, ситуация была разрешена полностью. И внешне это не выглядело ни чудесным, ни странным. Просто у меня состоялась беседа с одним преданным, с которым я не собирался говорить об этом вообще. Но он очень легко и быстро убедил меня в простых вещах, и когда он говорил, у меня не было ни малейших сомнений: “Вот он -- ответ Шрилы Шридхары Махараджа!” И эта недолгая беседа развернула мою жизнь очень круто. И прежде, чем взошло солнце следующего дня, в моем сердце не было тревоги, а в душе -- сомнений. Я точно знал, с кем мне быть и за кем идти. И за эти почти полтора года произошло еще много удивительных событий, и не было ни одной секунды сомнений в правильности выбора, сделанного для меня Шрилой Шридхаром Махараджем. Только по его милости я оказался у святых стоп тех, кто привел меня под защиту Ом Вишнупада Шрилы Бхакти Прамод Пури Махараджа.

Наш Гуру Махарадж никогда не оставлял нас. Мы никогда не были сиротами или брошенными. Получив рождение на земле тех народов, на языке которых не записано ни одно Писание мира, разве мы были оставлены в полном неведении? Лишенные знания и благородных качеств, разве мы были оставлены в кабале у земли наших скитаний? Вера и искренность -- предмет нашей первоочередной заботы. Пусть это станет нашим каждодневным беспокойством. Мы должны иметь капитал в такой валюте. И он не должен быть фальшивым. Этой валютой вы сможете оплатить все: разницу во временах, незнание языков и даже -- Шастр, расстояние. Шаранагата-ватсала-винва-гурум … пари-кирттита-Кришнада-винва-майам. Забудьте обо всех материальных несоответствиях. Имейте капитал в реальной валюте. И, пожалуйста, примите эту правду о Шри Гуру и Его милости.

Домой