Hari-katha >> Шрила Бхактивинод >> Чайтанйа Махапрабху - Жизнь и Учение

5. Часть душ захвачена Пракрита, иллюзорной энергией

Пракрити, Майа Бога, Прадхана, Прапанча и Авидйа— все это различные имена одного и того же начала в соответствии с его различными состояниями и проявлениями. Майа не является шакти независимой от Всевышней Сварупа-шакти. Она всего лишь отраженное и внешнее состояние Высшей Силы. Ее служение Богу заключается в исполнении Его приговора над теми, кто стал неблагодарен Ему. По существу, Майа ведает исправительной колонией Господа. Те дживы, что, злоупотребив своей свободной волей, забыли, что являются вечными слугами Бога и подумали о личном наслаждении, были схвачены Майей на каторжные работы и исправление. Майа обладает тремя качествами: саттва, раджас и тамас (праведность, страсть и невежество, связанные, соответственно, с поддержанием, возникновением и уничтожением материи). Эти качества подобны цепям, сковывающим неблагодарных душ. Затем Майа накладывает на духовное тело души двойную оболочку. Двойная оболочка описывается словами линга и стхул. В Майе существуют двадцать четыре вещества. Двадцать из них образуют стхул—внешнее покрытие. Это пять элементов: земля, вода, огонь, воздух и небеса; пять свойств: звук, прикосновение, вид, вкус и запах; и десять индрий, т. е. пять органов чувств: глаза, уши, нос, язык и чувство осязания, и пять деятельных органов, таких как руки, ноги и т. д. Мана, буддхи, читта и аханкар, т. е. ум, понимание, внимание и искаженное эго образуют линга деха—внутреннее покрытие.

Поместив в заключение духовное тело души, Майа заставляет падших душ работать. Работа на Майу состоит из кармы, акармы и викармы. Карма—это поступки условно хорошие, совершаемые в расчете на пунйу, благочестивые заслуги. Такими поступками может быть, в частности, исполнение обязанностей, предписываемых Варнашрама-Дхармой(Ведическое социальное устройство), как ее понимают смарты (ритуалисты, убежденные, что религия должна находиться на службе у человека). Акарма—неисполнение долга. Викарма—грех или преступление. Карма обеспечивает вознесение в рай вплоть до Брахмалоки. Акарма приводит к безрадостному состоянию на Земле. Викарма сбрасывает души в ад. Падшие души в своем линга деха скитаются из тела в тело, занимаясь кармой или викармой, поднимаясь в рай и опускаясь снова, когда у них иссякают запасы благочестия. Или же они отправляются в ад и, отстрадав наказание, снова поднимаются до уровня поступков. Таким образом, состояние падших душ самое плачевное. То они веселятся, то их убивают и вырезают. Такое происходит снова и снова: то они улыбаются, как наследники престола, то терпят крах, как последние неудачники. Поэтому мир этот—тюрьма, исправительная колония, а не место для наслаждения, как утверждают некоторые люди.

4. Душа—Его вибхиннамша, отделенная частицаОглавлениеК Бхактивиноду Тхакуру6. Часть душ освобождена от уз Пракрита


© 1999-2024 Hari-katha.org. All rights reserved.