глоссарий


Hari-katha >> Шрила Бхактивинод >> Чайтанйа Махапрабху - Жизнь и Учение

4. Душа—Его вибхиннамша, отделенная частица

Под душой подразумеваются все виды душ: и души животных, и человека, и небесных существ. Необходимо понять, что Махапрабху верил в очень широкую теорию переселения души. Часть читателей может отвергнуть эту идею на основании того, что она не находит поддержки в определенных вероисповеданиях. Отрицать теорию из-за того, что с ней расходятся догмы определенных сектантских вероисповеданий,—признак предвзятого подхода. Поистине, этот вопрос не из тех, что можно решить рассудком. Рассмотрев его честно и открыто, мы не видим никаких веских доводов против теории перевоплощения. Более того, свободное от предрассудков мышление тяготеет отстаивать ее. Верование о том, что человеческая душа имеет только одно испытание в жизни, является очевидно узким, несправедливым и противоречит вере в Бога как в Высшее Благо. Когда и наше духовное чувство поддерживает теорию, и Веды, сокровищницы откровений, учат нас о непрерывном существовании души в различные периоды творения, мы не можем не оставить неверия в теорию переселения души. Каким бы образованным и ученым человек ни был, в его суждения всегда может закрасться ошибка. То, что верно в отношении отдельного человека, также верно в отношении и народа, и целого вероисповедания.

Согласно Чаитанйе, душа является атомарной частицей Божественной Души. Одной из сторон могущества Бога является способность создавать существа, которые по сути своей духовны, но могут быть порабощены Майей, стоит им забыть о своем положении вечных слуг Бога. Бог сравнивается здесь с солнцем, а души описываются как атомарные частицы лучей этого солнца, неспособные существовать свободно, не находясь под опекой другого, правомочного, проявления Силы Бога. Под словом “частица” имеются ввиду не кусочки, отбитые от камня молотком, а, скорее, свеча, зажженная от другой, или золото, произведенное философским камнем, как верили в это древние. Еще души сравниваются с отдельными мельчайшими искрами, вылетающими из огня. Каждая душа заимствовала из своего Истока соразмерную своей малости долю Его качеств, а значит и ничтожную долю свободной воли. Эти души естественным образом располагаются между Чит-джагат, духовным миром, и майик джагат, миром Майи. Те из них, кто избрали служить своему Богу, были спасены от падения вмешательством Хладини, одного из свойств Верховной Чит-шакти. Они были приняты в вечные слуги Господа в самых различных качествах. Им неведомы невзгоды Майи и карма-чакра, круговорот действий и их последствий, осуществляемый Майей. Те же, что желали наслаждаться, были схвачены Майей с другой стороны. Они вращаются в карма-чакре Майи, и конец этому настанет только тогда, когда они увидят свое изначальное положение слуг Всевышнего. Все эти души, как освобожденные от Майи, так и порабощенные ей,—отдельные ответственные существа, зависимые от Бога. Хари— Господь Майи, которая служит Ему так, как Он пожелает. Душа (джива) сложена так, что может быть по своему слабосилию порабощена Майей в отсутствие помощи со стороны Хладини-шакти Бога. В этом состоит естественное и непреодолимое различие между дживой и Богом, от которого не избавишься никакой пантеистической уловкой. Пожалуйста, избегайте уводящего в сторону вопроса: “Когда были созданы эти дживы и когда попали в рабство?” Время Майи не имеет существования в духовной истории, поскольку начинается после падения джив в материю, поэтому в подобных вопросах хронология Майи неприменима.

3. Он есть океан РасыОглавлениеК Бхактивиноду Тхакуру5. Часть душ захвачена Пракрита, иллюзорной энергией


© 1999-2016 Hari-katha.org. All rights reserved.

Поставь себе такую кнопку Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100