глоссарий


Hari-katha >> Шрила Бхактивинод >> Чайтанйа Махапрабху - Жизнь и Учение

Предисловие

“Эти великие души были не как кометы, которые появляются на некоторое время на небосводе и исчезают, как только их миссия завершена. Скорее, они подобны множеству солнц, которые не переставая сияют, проливая свет и тепло на последующие поколения. Должно пройти немало времени, покуда эстафету от них ни примут другие, такого же разума, красоты и масштаба”.

Шрила Бхактивинод Тхакур,
The Bhagavat, Its Philosophy, Its Ethics and Its Theology.


О Бхактивиноде лучше всего сказать его собственными словами. Эти несколько строк—из его поэмы о Самадхи (святилище) Шрилы Харидаса Тхакура, одного из ближайших спутников Господа Шри Чайтаньи Махапрабху:

"Не reasons ill who tells that Vaishnavas die
When thou art living still in Sound!
The Vaishnavas die to live and living try
To spread a holy life around!"

Тот, кто сказал: “Ваишнавы умирают”,
Ошибся—в Звуке ты все так же жив!
Ваишнавы к жизни умирают, продолжая
Святою жизнью жизнь животворить!

Внешняя канва жизни Ваишнавов, преданных слуг Всевышнего Господа, часто вводит в заблуждение своей похожестью на биографии простых или великих людей. Читатель, который испытает на себе удивительное воздействие веры, преданности и чистоты личного примера, стоящих за Словом Бхактивинода, так или иначе почувствует необходимость переосмыслить все, что он знал об авторе прежде. Поэтому мы остановимся только на самых главных фактах его жизни.

Те, кто не соприкоснулись с Бхактивинодом как со святым Преданным, знали его как Кедаранатха Датту, уважаемого члена Королевского Азиаведческого Общества Великобритании и Ирландии, одаренного литератора (он первым ввел белый стих в бенгальскую поэзию), многостороннего публициста, историка и философа, занимавшего должность заместителя окружного судьи в Государственных Службах провинций Бенгал и Орисса. Бхактивинод родился в селении Ула неподалеку от станции Бирнагар, Западный Бенгал, 2-го сентября 1838-го года. В то время достоинство движения Чайтаньи Махапрабху было, казалось, безвозвратно погублено усилиями лжепоследователей. Неизвращенным учение Чайтаньи оставалось только в узком кругу Ваишнавов, хранивших его в уединенном поклонении. Но "Truth is eternal and is never injured but for a while by ignorance"—“Истина вечна, и невежество никогда не способно повредить ей иначе как ненадолго” ('The Bhagavat'). Периоды тьмы и скептицизма тоже служат Истине: она заявляет о себе еще ярче.

До того, как оставить этот мир 23-го июня 1914-го года, Бхактивинод осуществил невозможное. Написав более ста книг на бенгали, санскрите, английском и урду и проповедуя со своими единомышленниками в городах и деревнях Бенгала (“рынок Святого Имени”), он полностью изменил отношение к Чаитанйе Махапрабху и Его последователям и заложил основу распространения Сознания Кришны (Кришна Чайтаньи) во всем мире.

Обоснованно или же просто по неосведомленности, некоторые из читателей могут испытывать предубеждение против движения Сознания Кришны. Мы искренне просим их: пожалуйста, прочитайте эту книгу с открытым сердцем. Шрила Бхактивинод владеет удивительным даром рассеивать всякое недоверие. Он с участием находит вдохновленную часть в каждой религии и философии мира, а противоречия разрешает ясными непредвзятыми доводами, и, самое главное, святыми намерениями, стоящими за его словами:

“Предметы философии и теологии можно сравнить со вздымающимися пиками и недосягаемыми горными вершинами, которые высятся посреди нашей планеты, приковывая к себе внимание и побуждая к искательству. Мыслители и люди глубокого понимания изучают их, пользуясь инструментами суждения и сознания. Но для своей работы они выбирают разное местонахождение. Это местонахождение определяется обстоятельствами их общественной и интеллектуальной жизни, которые во многом отличаются в различных частях света. Платон взирал на пик Духовного Вопроса с запада, а Вйаса проводил свои наблюдения с востока; подобно этому, Конфуций был занят тем же еще дальше на восток, а Шлегель, Спиноза, Кант и Гете—еще дальше на запад. Наблюдения эти были сделаны в разное время и разными методами, но выводы из них совпадают во всем настолько, насколько объект наблюдений является одним и тем же. Все они искали Великий Дух, ничем необусловленную Душу Вселенной. Они не могли не получить Его откровения. Их слова и выражения разнятся, но смысл остается одним. Они пытались обнаружить абсолютную религию, и их труды увенчались успехом, поскольку Бог дает Своим детям все, что у Него есть, если они того желают. Но чтобы почувствовать красоту их заключений, требуется непредвзятое, широкое, доброе и святое сердце. Слепая верность своему клану (Party spirit)—этот величайший враг истины—всегда будет расстраивать попытки искателя, пытающегося найти истину в религиозных трудах своего народа, заставляя его поверить, что абсолютной истины нет нигде, кроме как в его древнем писании” ("The Bhagavat')

Статья Бхактивинода 'То Love God' (“Возлюбить Бога”), впервые опубликованная в The Journal of Tajpur 25 августа 1871 года и помещенная в этой книге как приложение,— один из ярких примеров того, как Бхактивинод умеет направить чувство потребности, переживаемое каждым сердцем, на поиск драгоценной сути религии—беспричинной Любви к Богу.

“Sree Chaitanya Mahaprabhu—His Life and Precepts”, написанная Бхактивинодом в 1896-м году, была первой на английском языке работой о Шри Чаитанйе, принадлежавшей перу истинного последователя Махапрабху, а не самодостаточного и богатого воображением дилетанта. Первоначально она была помещена как предисловие к Шри Гауранга-Лила-смарана-мангала Стотре (Гимну благодатной памяти о вечных деяниях Шри Гауранги), жизнеописанию Махапрабху, написанному Бхактивинодом в стихах на санскрите. О предистории Стотры сам Бхактивинод пишет так

“Цель этой небольшой книги—обратить внимание образованных и религиозных людей на святую жизнь Чайтаньи Махапрабху и Его учение. Большинство книг на эту тему издавалось до сих пор на бенгальском языке. В результате, жизнь и учение Шри Чайтаньи Махапрабху были едва ли известны за пределами Бенгала. Поэтому настоящая книга, предназначенная для обращения по всей Индии, издается на санскрите.

В последнее время наши ученые братья в Европе и Америке также обратились к изучению санскритского языка, и мы уверены, что очень скоро брошюра дойдет и до них. Книга состоит из 104 стихов с подробными комментариями. В сжатом виде в ней излагаются все эпизоды из жизни Махапрабху в соответствии со знаменитой Чайтанья-чаритамритой Кришнадаса Кавираджа. В стихах с 75-го по 86-й включительно приводится обзор учения Чайтаньи Махапрабху. Чтобы помочь нашим англоязычным читателям, мы вкратце излагаем здесь содержание работы на английском языке”.

Стотра вызвала самые восторженные отзывы. Махамахопадхйай Шитикантха Вачаспати, великий пандит (богослов) из Навадвипы, посчитал за честь написать к ней санскритский комментарий под названием “Викашини”. Сарвабхаума Мадхусудан Госвами, знаменитый пандит из Вриндавана, перевел Стотру стихами на хинди. Впоследствии Стотра вдохновила многих Ваишнавов к написанию целого ряда книг на ее основе. Среди них “Шри Кришна Чайтанья”—книга Бхактисудхакара (профессора Нишиканта Саннйала) на английском, оставшаяся незаконченной (был издан только первый том, о детстве Махапрабху), но выдающаяся по глубине подхода и не имеющая аналогов как изложение жизни и учения Махапрабху на современном философском языке; “Шри Чайтанья-Лиламрита-сарах”—санскритский труд о жизни и учении Махапрабху, написанный Ананта-Васудевом Паравидйабхушаном; “Шри Чайтанья Махапрабху"—книга Бхакти Прадип Тиртхи Госвами, прямого ученика Бхактивинода, на английском; “Шри Чайтаньядев” на бенгали—книга Сундарананды Видйавинода; и, превыше всего, Шри Према-дхама-дева Стотра Бхакти Ракшак Шридхары Госвами—“Гимн прекрасному Господу-Обители Божественной Любви”—одна из самых чарующих молитв, когда-либо написанных на санскрите.

Подобный отклик встречала каждая книга Бхактивинода. Он показал, что все существующие виды изложения Писаний (сутра, кавйа и т. д.), равно как и все жанры современной литературы, предназначены только для прославления Господа и Его Преданных. Помимо своих книг, Бхактивинод —своим духовным зрением явил утерянное место Явления Шри Чайтаньи Махапрабху в Майапуре на святой земле Навадвипы, и все другие забытые места на девяти островах Навадвипы, связанные с первой половиной присутствия Господа на этой Земле. Все его откровения были подтверждены историческими и археологическими свидетельствами, словами Писаний, а также совершенным видением патриарха всех беспримесных Ваишнавов того времени, Шрилы Джаганнатха Даса Бабаджи. Несмотря на свое высокое общественное положение, Бхактивинод ходил от двери к двери, собирая подаяние на строительство храма в месте Явления Махапрабху; —нашел и издал множество достоверных Писаний, которые считались безвозвратно утерянными;

—показал первоначальную суть ведического устройства общества, деградировавшее в то время до кастовой системы, вызывающей презрение у любого мыслящего человека,

—показал, что все, кто имеют подлинную веру в бескорыстное и непрерывное служение Шри Кришне, Верховному Прекрасному Господу, составляют одну семью, находящуюся вне социальных условностей;

—как и Сам Шри Чайтанья Махапрабху, в первой половине своей жизни был идеальным примером того, как семейный человек может посвятить себя служению Богу, доверив Его заботам все, что принято считать “своим”, включая тело, дом, жену и детей;

—как и Сам Шри Чайтанья Махапрабху, в последние годы своего видимого присутствия в этом мире был идеальным примером любовного внутреннего Служения Богу в полном отречении от внешнего мира;

—собственным святым примером показал, как невозможное—каждое мгновение жизни волноваться только о счастье Господа—становится возможным благодаря громкому повторению Святого Имени Кришны;

—дал миру олицетворение своего послания—Шрилу Прабхупаду Бхакти Сиддханту Сарасвати, который основал в Майапуре Шри Чайтанья Матх, распространивший свои ветви—Гаудийа Матхи—по всей Индии и по всему миру.

Нам очень хотелось, чтобы предисловие к первому русскому изданию этой книги написал наш Учитель, (Ом Вишнупад) Шрила Бхакти Прамод Пури Госвами Прабху, возлюбленный ученик Шрилы Прабхупады. 'Sree Chaitanya Mahaprabhu— His Life and Precepts' была самой первой книгой, которую Гурудев попросил меня прочесть, когда необъяснимая удача привела меня к нему,—причем “читать снова и снова”. Но в ответ на нашу просьбу Гурудев велел написать предисловие этому неумелому переводчику, советуясь со Шрипад Бхакти Вибудха Бодхайан Махараджем, преемником Гурудева. С молитвой о том, чтобы никакая гордость не проникла в мои слова, я постарался вспомнить каплю из того, что слышал об авторе этой книги, (Ом Вишнупаде) Шриле Саччидананде Бхактивиноде Тхакуре, от Гуру и Ваишнавов.

Полагаясь только на свои силы, я бы так никогда и не закончил работу над этой книгой. Это стало возможным только благодаря милостивым благословениям Шрилы Бхактиваллабха Тиртхи Госвами, главного из хранителей Учения Шри Чайтаньи в третьем поколении последователей Бхактивинода.

Кроме того, я очень признателен моим Гуру-братьям и Гуру-сестрам (сарва-Шри), оказавшим бескорыстную помощь в работе над этим переводом, прежде всего Камалакше Дасу Брахмачари, источнику всего вдохновения, которое у меня только есть; Динадайалу Дасадхикари и Анурадхе Деви Даси, отредактировавшим перевод; Павана-бихари Кришнадасу Брахмачари и Садхану Дасадхикари, прочитавшим корректуру; и всем Преданным, предоставившим условия для работы над ней. Я верю, что они сполна получат благословения Шрилы Бхактивинода Тхакура.

День Явления Шрилы Адваиты Ачарйи,
призвавшего в этот мир Шри Чайтанью
22 Мадхава 512 лет Чайтанья-эры
24 февраля 1999 г. от РХ
Шри Чайтанья Гаудийа Матх, Чандигарх

с желанием, стать слугой
Слуги Слуги Шри Бхактивинода
Триданди Бхактивиджай Нарасимха

ОглавлениеК Бхактивиноду ТхакуруЕго Жизнь. часть первая


© 1999-2016 Hari-katha.org. All rights reserved.

Поставь себе такую кнопку Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100