Выпуск #80 (21 февраля 2002)
Харе Кришна!
Продолжаем публиковать вопросы и ответы,
которые дает Шрила
Бхактивинод Тхакур - авторитетнейший
ачарья Шри Гаудия Вайшнавов. Весь текст доступен
здесь.
Вопрос: Какова нитйа-дхарма (вечная
природа, естественное положение) души?
Ответ: Нитйа-дхарма души - бескорыстное
служение Шри Кришне.
Вопрос: А как душа оказывается в
неестественном для нее положении?
Ответ: Душа падает в подобное положение
по двум причинам: во-первых, когда она
приемлет идею абхеды, Тождества и
устремляется на поиски растворения в
нирване, а, во-вторых, когда она стремиться
стать искусной в получении наслаждений.
Вопрос: Почему вы относите подобные
устремления живого существа к
неестественным?
Ответ: Природа дживы - вечное сознание, и
только то, что также относится по естеству
своему к вечному сознанию, может даровать
душе ананду (восторг) и прити (любовную
устремленность). Имперсоналистические идеи
нирвишеша-вады не в состоянии одарить душу
блаженством, поскольку их целью является
аннулирование души как реальной личностной
субстанции. Мировоззрение
материалистической вишеша-вады и вовсе не
признает существование вечной души. Посему
стремление души в любом из этих направлений
неестественно и пагубно для нее.
Вопрос: Кого можно отнести к искателям
материального счастья?
Ответ: Людей, которые запутались в
водовороте кармы (деятельности ради
материальных плодов) и утратили
способность сознавать реальность в
бесконечной череде действий и реакций.
Теперь они лишь рыщут в поисках «будущего
счастья».
Вопрос: А кто из них стремится к власти
и влиянию в мире материи?
Ответ: Те, кто достигли больших высот в
практике мистической йоги, склонны таким
образом пожинать плоды своей мистической
практики.
Вопрос: Что же остается душе, если вы
отметаете и материальные удовольствия и
упокоение в нирване?
Ответ: Найти себя в естественном для нее
духовном блаженстве. А эти, так называемые,
упокоение и удовольствие - просто
условности материи. Тогда как об осознании
душой ее естества и вкушении вечного
блаженства подобного не скажешь.
Вопрос: А каково это осознание душей
ее естества?
Ответ: Джива, измученная своими тесными
контактами с материей, укрепляя чувство
родства с Кришной, вкушает все больше
высочайшего блаженства, которое
свойственно ее природе.
Шрила Бхактивинод Тхакур - "Шри
Вайшнава Сиддханта-мала"
|