= карта сайта =
Шри Чайтанья Махапрабху
Шрила Бхактивинод Тхакур
Шрила Прабхупад
Шрила Бхакти Прамод Пури
Шрила Бхакти Ракшак Шридхара
Шрила Бхакти Веданта Свами
Шрила Бхакти Прагьяна Кешава
Ачарьи cовременности
Статьи Вайшнавов
Частые вопросы
Аудио-архив
Библиотека
= Словарь =
= Ссылки =
= Разное =

глоссарий

Hari-katha >> Ачарьи cовременности >> Шрила Бхакти Валлабха Тиртха >> К уходу Шрилы Харидаса Тхакура

К уходу Шрилы Харидаса Тхакура

Хари Катха Шрилы Б.В.Тиртхи Махараджа, прочитанная в Минске 12.09.2000 г.

Прежде всего я приношу свои бесчисленные полные поклоны лотосным стопам моего высокочтимого Гурудева Нитья Лила Правишта Ом Вишнупада Аштоттара Шата Шри Шримад Бхакти Дайита Мадхава Госвами Махараджу Абсолютному Противоцелому Всевышнего Господа Шри Кришны и пришествию самой его милости, я молюсь о его беспричинной милости. Пусть он даст мне сил воспевать славу Всевышнего Господа Шри Кришны и Его Вечных спутников, ради очищения моего собственного сердца и обретения безраздельной, беспримесной, чистой преданности к Всевышнему Господу Шри Кришне. Я приношу свои бесчисленные, полные смирения поклоны Лотосным Стопам моих высокочтимых Шикша Гуру, я молюсь об их беспричинной милости. Пусть они дадут мне силы воспевать славу Всевышнего Господа Шри Кришны и его окружения, ради очищения своего сердца и обретения безраздельной, беспричинной преданности Верховному Господу Шри Кришне. Я приношу свое должное почтение всем присутствующим здесь.


Сегодня очень и очень благодатный день. Сегодня день Ананта чатурдаши, Ананта чатурдаши враты. Каково же значение этого благого дня? Врата означает обет , а чатурдаши это четырнадцатый день светлой половина лунного месяца в месяц Бхадра. Вы наверное не понимаете, что все это значит? В пятый месяц бенгальского календаря, бенгальской эры, это пятый месяц Бхадра. В этот месяц всевышний Господь Шри Кришна являет лилу Своего Рождества, поэтому это очень благоприятный месяц.

Итак, в этот благой день мы должны поклоняться Ананта Бхагавану. Облик его змей о тысячи клобуков. Вы видели его? Шеша Бхагаван. Он самое последнее проявление Всевышнего Господа, поэтому он известен как Шеша Бхагаван. Шеша означает последний. После него других проявлений Бхагавана нет.

В Бхавишья Пуране и других писаниях мы находим указания на то , что и мужчины и женщины должны поклоняться Шеше Бхагавану, сделав змею из травы куша, и поместить ее на глиняный горшок и поклоняться ему в этот деть с великой преданностью. Поклонение следует проводить цветами и сандаловой пастой. Что мы получим поклоняясь ему? Все грехи будут уничтожены. Все виды блага будут обретены, все желания будут исполнены. Поэтому в Индии, не только женщины, потому что обычно люди думают , что этот праздник предназначен для женщин, но он для всех тех кто хочет избавиться от страданий, грехов и обрести вечную благодать и исполнить свои желания. Так предписывают писания, но в этой части мира никто не может понять это.

В этот день - Ананта чатурдаши один из величайших личных спутников Всевышнего  Господа Шри Чайтаньи Махапрабху Шрила Намачарья Харидас Тхакур явил божественную лилу своего ухода можно сказать его вознесения, его нирджан. Это день памятования о вознесении Шрилы Харидас Тхакура. Это слово используют в отношении Иисуса Христа.

Прежде всего, вы должны понять кто такой Харидас Тхакур. Вы уже слышали о том , что те кто хотят чтобы их преданность росла, должны с большой внимательностью относиться к соблюдению дней ухода или явления Вайшнавов, вечных спутников Всевышнего Господа. Что говорят писания в такие дни? Мы должны помнить о них. Мы должны помнить о них всегда, каждый день, но в особенности в святой день их явления и святой день их ухода или их вознесения. Если мы сможем помнить о них то все препятствия (и в бхаджане и мирские) будут устранены и мы достигнем высочайшей цели Кришна премы с легкостью и без усилий. Но этим материальным умом помнить о них очень сложно. Вы уже слышали об этом. Этот ум приспособлен для того чтобы помнить о временных, приходящих вещах. Если мы сможем помнить Вайшнава, то даже проблеск этого памятования даст нам все. Без милости сознающей Всевышнего Господа души - шудха Бхакты, мы не можем помнить о нем. Помнить о нем может ум души. Духовным умом не отличным от души мы можем помнить о духовных предметах. А материальным умом мы можем думать только о материальных предметах. Этот духовный ум пробудится по милости истинного садху.

Возвышенное не так легко обрести, а если по милости мы все же достигли этого,  мы все равно не знаем как общаться с ним. Если предавшись мы служим ему, тогда мы сможем получить его милость. Но с материальным представлением о себе мы не можем приблизиться к Вайшнаву, у нас нет основы для того чтобы обратиться к нему. Даже если он придет сюда мы не сможем этого понять. Даже если Кришна придет сюда мы все равно не сможем этого понять. Нрисимха Бхагаван явился из колонны. Он явился удивительным образом в образе получеловека полульва, не как человек и все равно Хираньякашипу не смог понять что это Всевышний Господь. Потому, что у него не было духовных глаз, глаз преданности. Он видел какое-то удивительное животное: "Что это такое. Сейчас я это убью!" И он набросился на Господа чтобы сражаться с ним. Но Прахлад глазами своей преданности видел Господа. В одном месте присутствовали две личности, один видел како-то удивительное существо, а другой Прекрасного, Несущего Абсолютное благо Господа.

Я помню, как однажды мой Гуру Махарадж, когда он был в Ассаме, отправился на одно собрание в Сарбхоге. Половина аудитории на том собрании были хинду, а другая - мусульмане. Там живет много мусульман. Каждый мог придти туда. И один мулла сидел прямо перед Гуру Махараджем. Гуру Махарадж восседал на возвышении, и у него возникло одно сомнение. Перед тем как начать свою речь он обратился к слушателям и организаторам с одной просьбой. Он попросил: "Пожалуйста не задавайте вопросы пока я говорю, потому что тогда мне придется отойти от темы которую мне бы хотелось обсудить. И тогда никто не будет доволен, все потеряют основную мысль. Если по ходу у  вас возникнут вопросы, вы пожалуйста запишите их на бумагу, а после нашего собрания я останусь на 15-20 минут и отвечу на ваши вопросы, но пожалуйста не прерывайте меня в то время, как я буду говорить".

Гуру Махарадж начал говорить. Прошло пол часа, и этот мулла встал и сказал: "Свамиджи, вы говорите все об атме и параматме , но вот в чем мой вопрос, а видели ли вы их? Видел ли вообще кто-нибудь их? Никто не видел их. Все это вымысел чистой воды. Вы обманываете весь мир."
Организаторы были возмущены : "Свамиджи, вы уже сказали что никто не должен прерывать вас, это нарушение регламента, вы не должны отвечать".
Тогда Гуру Махарадж подумал: "Если я не отвечу на этот вопрос то они подумают что на него и не существует не какого ответа".
Наш Гуру Махарадж никогда не терял равновесия, всегда мыслил очень трезво и взвешенно. Я никогда не видел его вышедшим из себя. И он сказал: "Дорогой мулла, вы эрудированный ученый, высоко образованный человек и вы поставили перед нами замечательный вопрос". Обращаясь к организаторам он попросил их не волноваться, потому что вопрос очень даже уместный и если я отвечу на него, то я еще больше смогу прояснить тему на которую говорю. Это будет хорошо и для вас и для меня самого. Когда кто-то получает почтение в свой адрес он становится доволен. Такому образу проповеди учил нас Шри Чайтанья Махапрабху:

тринад апи суничена
тарор апи сахишнуна
аманина манадена
киртаниях сада харир

Если вы хотите воспевать славу Шри Хари у вас должны быть эти 4 качества: вы должны чувствовать себя ниже травинки, не иметь никакого высокомерия, никакой заносчивости, быть терпеливее дерева, оказывать почтение всем и не искать никакого почтения со стороны других. Тогда вы сможете проповедовать, обладая этими четырьмя достоинствами. Мы видели эти качества в нашем Гурудеве, он никогда не выходил из себя никогда не выходил из равновесия. Он сказал: "Я отвечу на ваш вопрос, но перед тем как сделать это мне бы хотелось спросить у вас одну вещь".
-- Хорошо, пожалуйста, почему нет?

--  Что это у вас в руках - мулла сидел прямо перед Гуру Махараджем и в руках у него была книга - Что это у вас за книга как она называется?
Мулла ответил что книга называется так-то и так-то.
Гуру Махарадж смотрел со сцены: "Я не вижу это. С моими глазами все в порядке, у меня 100% зрение, но я не вижу, вы обманываете меня.
Тогда другие мусульмане подошли и посмотрели на книгу: "Свамиджи, все что сказал мулла Сахеб все это правильно, эта книга именно так и называется".
Тогда снова Гуру Махарадж внимательно и пристально посмотрел на книгу и сказал: "Но почему же я не понимаю. Я знаю бенгали, хинди, ассами, английский, но я ни чего не понимаю. Вы все сговорились и обманываете меня".
-- Что же вы видите в таком случае? - спросили его.
-- Я вижу что какая-то ворона окунула свои лапы в чернила и прошлась по обложке.
Тогда мулла очень взволновался: "Что вы такое говорите? Это урду, вы знаете язык урду?"
-- Нет. Я не знаю урду.
-- Как же вы тогда сможете прочитать?
-- Но ведь я знаю бенгали, ассами, я знаю другие языки.
-- Нет, вы должны научиться урду, тогда вы сможете увидеть что то что мы говорим это правда.
Тогда Гуру Махарадж сказал: "Вы отвечаете на свой собственный вопрос. Видите? Я знаю разные языки, но там где я вижу отпечатки вороньих лап вы видите в этом какое-то значение, потому что за вашими глазами стоит знание языка урду. Когда я научусь этому языку я тоже смогу увидеть это значение. Все зависит от идеи, от понимания, от качеств, которые делают вас достойными. Покуда у вас таких качеств нет, вы не сможете понять, так же как и я не понимаю язык урду.
Вы не обманываете меня, но я не могу понять то, что вы мне говорите. Так вот, для того чтобы обрести знание об атме и параматме, у нас должны быть особые качества, особые достоинства, особая компетенция и тогда вы тоже увидите, что атма и Параматма есть."
Мулла молчал, ему нечего было сказать.

В этой связи мне бы хотелось вспомнить еще один случай. Во времена Шрилы Прабхупады, Шридхара Дев Госвами и наш Гуру Махарадж проповедовали вместе в различных местах Индии. Однажды их послали в Бомбей чтобы основать там проповеднический центр Шри Гаудия Матха. До этого они уже основали один в Мадрасе. Они арендовали небольшое помещение и жили там. Гуру Махарадж раздумывал над тем, где проводить проповеднические программы. Обычно Шрила Прабхупада посылал Шрилу Гурудева везде вперед себя, потому что куда бы он не приезжал, везде ему сопутствовал успех.

В это время, один высокопоставленный чиновник, уйдя в отставку, жил в Бомбее и был президентом теософского общества. Он узнал что высоко-ученые Свамиджи благословили Бомбей прикосновением своих святых стоп ради какой-то определенной миссии. Он достал их адрес и пришел, чтобы встретиться с ними. Он сказал, что  они были в курсе того, что они основали большие центры в других городах Индии, и почему Бомбей должен быть лишен такой  милости. Но как у вас получится открыть этот центр, если вы не встретитесь с первыми людьми этого города. Я президент теософского общества, если вы пойдете ко мне, то вы познакомитесь с очень влиятельными людьми, с элитой города и тогда вы сможете с легкостью осуществить вашу миссию в этом городе. Я приглашаю вас посетить наши собрания. Во время британского правления в клубах такого уровня было позволено говорить только на английском.
Гуру Махарадж согласился пойти туда. Он сказал: "Это Бог послал вас, мы пойдем туда обязательно."

За ними послали машину и они отправились туда и Парам Пуджьяпад Шрила Шридхара Дев Госвами Махарадж начал говорить на английском. Сначала он спросил: "Кто есть Бхагаван? Что означает слово "Бхагаван"? "Бхога" - означает достояние, а "Ван" - это обладатель этих достояний. Как например "Дхонован" - тот у кого есть богатство, а "Бхагован" - тот у кого есть достояния. Как свидетельствует Вишну Пурана, существуют безграничные достояния и среди них самые главные:

  1. абсолютное богатство
  2. абсолютная власть
  3. абсолютная слава
  4. абсолютная красота
  5. абсолютное знание
  6. абсолютное отречение

Тот кто обладает этими 6-ю достояниями - Бхагаван. Бхагаван - абсолютный, безграничный. Он - полная реальность. И никто не может знать такую Личность. Если кто-то скажет что он знает безграничное, тогда он станет ограниченным, тогда Абсолют потеряет свое положение. Безграничный, Безусловный Абсолют - непознаваем. Он не ведом и не познаваем. И приводя различные свидетельства из священных писаний, он говорил в течении часа на эту тему, после чего время вышло и Шридхарадев Госвами Махарадж остановился.

После этого, президент общества сказал: "Свамиджи, вы выступили с очень глубокой проникновенной лекцией, но у меня возник один очень простой вопрос. Вы сказали что Всевышний Господь безграничен, абсолютен, безусловен. Он является полной реальностью и нет ничего, что было бы за пределами Него. Он безграничное единое, никто не может познать Его. Так вот, мой вопрос: Почему лично вы отреклись от своей семейной жизни? Почему вы приняли этот отрешенный образ жизни и накладываете на себя такие ужасные ограничения? Я знаю, что в вашем Матхе такие суровые ограничения. Вы совершаете такие аскезы, но зачем все это, если вы все равно не можете достичь Бога? Ради чего все это?"
Тогда Шридхара Дев Госвами ответил: "Вы дали мне мало времени, до 9 часов. И поэтому я не могу осветить другую сторону этого вопроса. Но если вы хотите услышать - я могу сказать".
-- Ну скажите в вкратце.
-- Слушайте пожалуйста очень внимательно. Если кто-то познает Абсолют, тогда Абсолют потеряет свою полноту. Да это так. Но если Абсолют не имеет сил и возможности позволить познать Себя - дать себя знать, тогда Он опять же становится ограниченным. Если мы познаем Его своими собственными способностями - Он станет ограниченным, и если Он не может раскрыть себя - происходит то же самое. Поэтому вывод таков, когда мы предадимся Ему по Его милости - мы сможем познать Его. Он - самосияющий. Поэтому, в Катха Упанишад вы находите такие слова: "Параматму невозможно достичь просто выступая с лекциями." Кто-то может быть очень хорошим оратором. Кто-то может быть интеллектуальным гигантом, но своим интеллектом он не может достичь Бога. Только тот, кто предается самосияющему Всевышнему Господу, по Его милости может познать Его. Когда Господь явится, то по Его же милости вы увидите Его и все остальное в должной перспективе, в истинном свете.

Как я говорил эти слова Бхактиведанта Свами Махараджа: "Когда человека озаряет знание, устраняющее невежество, оно открывает все подобно солнцу освещающему все своим светом. И также как через лучи солнца мы можем увидеть себя, горы, зверей, птиц - мы можем увидеть все в истинном свете. Точно так же, когда самосияющий Всевышний Господь явит себя в наших сердцах, мы сможем увидеть свое истинное я и все что только есть, в истинном свете. Все это будет открыто в откровении".

Парам пуджьяпад Шридхарадев Госвами Махарадж мог отвечать настолько глубоко на все вопросы! Наш Гурудев говорил о нем, что в его проповедях находится самое глубочайшее понимание...

Итак, Харидас Тхакур. Кто есть кто?

Где нам найти объяснения внутренней сути вечных спутников Господа? Сын Шивананды Сена - Кави Карнапур написал книгу под названием "Гор-ганадеш-дипика" в которой объясняется кто есть кто в своем предыдущем рождении. И в ней описывается, что Намачарья Харидас Тхакур был сыном великого святого Ричика муни, и имя его было Маха-тапа-брама, и он также был великим святым и совершал невероятные подвиги. Итак, сын этого Ричика муни явился, как Харидас Тхакур, чтобы исполнить желание Шри Чайтаньи Махапрабху, и в нем же явился Прахлад.

Другое свидетельство дается в Шри Чайтанья Чаритамрите, в дневнике Мурали Гупты. Он говорит: " Один муни хотел поклоняться Господу. Он попросил своего сына принести листья Туласи. Когда сын исполнил его просьбу, оказалось, что он забыл сполоснуть их перед этим.

Отец был в гневе. Муни сказал, что он не достоин быть его сыном, и должен родиться в семье яванов (не хинду). " Итак, по проклятию муни он родился в мусульманской семье, но стал великим преданным.

Также есть еще одно свидетельство в Шри Чайтанья Бхагавате, написанной Вриндаван Дас Тхакуром, который есть сам Веда-вьяс (это достоверное священное писание которое дает нам знание о жизни, и учении Шри Чайтаньи Махапрабху) чтобы понять это, вы должны прочитать Шри Чайтанья Чаритамриту и Шри Чайтанья Бхагавату.

И там говорится так: "Харидас родился в низкой семье по твоему прямому распоряжению". Там говорится, что Брахма в Кришна лиле явился как Харидас Тхакур в лиле Шри Чайтаньи Махапрабху. Чтобы люди поняли что касты, генеология не имеет ни малейшей ценности. Благородного ты или низкого происхождения, не имеет никакого значения (для Вайшнава). Вайшнав может явиться в любом месте, в любом из сословий. Историю об этом мы рассказывали в Москве, поскольку там нашей темой был Харидас Тхакур, и так случилось, что мы снова должны повторить это.

Когда Брахма, в Кришна-лиле, пришел во Враджа мандалу, то все Враджа васи (пастухи и их жены и их мальчики которые пасли коров) говорили: "Кришна - верховный Господь". Брахма не мог этого понять: "Это же маленький мальчик-пастушок. У него нет никакого богатства". Всевышний Господь, как вы уже слышали, должен обладать абсолютным богатством, абсолютной властью, абсолютной славой, абсолютной красотой, знанием и отречением. "Это же какой-то нищий мальчишка. Сынок Нанды Махараджа, пастуха. Как он может быть Всевышним Господом? Как я могу в это поверить? Он пасет телят в лесу, на нем нет никаких украшений, голову украшает листьями деревьев, на шее гирлянда из диких цветов, даже не может найти никаких хороших цветов типа орхидей, а в волосах перо павлина. И что это Всевышний Господь?" Брахма не мог понять, и сходу отверг эту идею. "Это же я сотворил Нанду Махараджа, я сотворил всю эту вселенную".

Брахма творит эту вселенную, Вишну поддерживает, а Махешвар разрушает.

Но когда-то Кришна убил ужасающего демона Агхасуру. Демоны могут принимать различные формы, и он появился как огромный змей. Двенадцать миль в длину, разверзнутая пасть. Агхасура был в гневе за то, что его сестра и брат - Путана и Бакасура были убиты Кришной. Поэтому он решил, что проглотит всех мальчиков. Эти мальчики - жизнь и душа жителей Враджа и поэтому, если бы ему удалось проглотить мальчиков и Кришну, то все жители Вриндавана сами бы умерли от горя. Поэтому, он лег на дорогу и раскрыл свою пасть. А мальчики идут по джунглям и видят: "О, какая удивительная вещь, какая-то гора, а выглядит как змея, ни когда не видели ничего подобного. Давайте войдем вовнутрь". Они подумали, что высунутый язык это дорога и подумали, что это гладкая дорога и пошли по ней. Кришна посмотрел на все это и подумал: "Что они делают, они идут прямо в брюхо этой змеи. Он сказал: "Эй. Куда вы?" Но те не услышали и вошли внутрь. Как только они вошли, они были отравлены ядовитыми испарениями, исходившими из пасти Агхасуры, но ему было этого мало, он ждал когда войдет Кришна. А когда Кришна подошел и вошел в пасть, Агхасура захотел закрыть пасть, но Кришна стал увеличиваться в размерах и вырос настолько, что демон просто лопнул. Затем, своим нектарным, дарующим бессмертие взглядом, Кришна вернул к жизни всех своих друзей и телят. Те удивились: "О, мы же были мертвы, как же мы ожили? Как это возможно? Не иначе как это опять проделки Кришны".

Пришел вечер. Все подумали: «Уже становится поздно, а мы еще ничего не ели. Давайте поедим». Они пришли в Камьяван. Сейчас мы также можем видеть это место. Оно называется Бхаджан-стхали. Там было озеро, и они собрались все у берега этого озера. У каждого было припасено что-то съедобное, подвешенное на ветвях деревьев. Они собрали все, чтобы вместе пообедать.

А Брахма, все это время наблюдал за этими удивительными событиями. Он подумал: "Что- то удивительное происходит. Такой маленький мальчик и с такой легкостью разделался с таким ужасным демоном. Надо бы его проверить". Итак, Брахма стал дальше наблюдать, что же происходит на берегу и увидел, что мальчики сидят, а Кришна стоит. В ладони левой руки у него рис, смешанный с йогуртом, за поясом – свирель. Трость и рожок зажаты за левой подмышкой, а все кормят Кришну, но перед тем как дать Ему они сами сначала пробуют это, и если это вкусно, предлагают: "Канайа, бери! Это очень вкусно! Ну-ка поешь!" И Канайа доедает за мальчиками-пастушками. Брахма подумал: "Ну что это такое? Он не может быть Бхагаваном. Он доедает за всеми этими мальчишками. Он даже не знает, что в Писаниях говорится о том, что следует есть правой рукой. Если он Бхагаван - Он нарушает свои собственные законы. Как же Он может учить других, если Сам не следует этому? А все эти мальчишки обращаются с ним настолько фамильярно. Перед Бхагаваном мы должны падать в почтительных поклонах, ниц, с величайшим благоговением. А они что вытворяют? Нет, это просто мальчик пастушок".

Через какое-то время мальчики сказали: "Канайа, телята разбрелись слишком далеко, а уже начинает смеркаться, если мы не вернем их обратно, нам придется задержаться и родители будут очень волноваться. Ты садись покушать, а мы приведем их." Кришна ответил: "Нет, нет. Вы сами садитесь ешьте, а я сам приведу их. Не волнуйтесь". И Кришна пошел в лес. А что же сделал Брахма? Он украл мальчиков и телят и поместил их в пещеру в горе Сумеру, очень далеко оттуда.

Кришна повсюду ходил и искал телят, и спрашивал всех, кого встречал по пути. Брахма увидел это и улыбнулся: "Нет, ты не Бхагаван. Бхагаван-всемогущий, всеведующий. А этот ходит и спрашивает у всех. Если бы он был моим Господом, то вернул бы их обратно. Это просто какой-то обычный мальчишка".

Затем после того, как Кришне не удалось найти телят, Он вернулся и увидел, что мальчики тоже пропали. Тогда Кришна просто заплакал: "Как же мне теперь вернуться назад?" Он спрашивал у всех, ходил в самые отдаленные места, искал на берегах Йамуны, у гор. Тогда Брахма улыбнулся: "Вот, стал здесь Всевышним Господом, ну и оставайся, а я пошел".

Когда Брахма покинул это место, Кришна улыбнулся и принял облик телят и пастушков, в точности такими же, как были те, что были похищены. Все они вместе с Кришной вернулись в деревню. Ни одна мать не могла увидеть разницу и понять, что она потеряла своего сына. Они ничем не отличались от настоящих.

Кто такой Ишвара? Он может сделать все что угодно, а затем сделать так как будто бы нечего и не было, а потом опять вернуть все на свои места. Нет ничего невозможного для него. Все невозможное для него возможно. Все гопи и гопы подумали, прикоснувшись к своим сыновьям: "Что это такое, откуда это чувство, мы никогда не были так привязаны к своим сыновьям. Хотя мы остаемся в семье, мы не привязаны к ней, мы привязаны к Кришне, а теперь ту же самую привязанность мы чувствуем к своим детям. Я беру ребенка на руки и не могу оторваться от него. Такая ананда, безграничное блаженство".

Когда Баларам увидел, что происходит, он сразу все понял: "Все сделано Кришной. Это Он пришел как их сыновья. Потому что у них было желание: «Нанда и Йашода любят Кришну, сажают его на колени, целуют, Йашодадеви дает свою грудь. Какая удача! Явится ли Кришна когда нибудь, как наш сын, чтобы мы тоже могли заботиться о Нем?» Где- то глубоко в сердце они мечтали об этом, а Кришна исполняет желания каждого преданного, он Бхакта-ватсал. Если кто-то обладает мудростью, он будет поклоняться Кришне. Они не говорили об этом никому, это желание было внутри, и Кришна исполнил его. У Брахмы не было никакого могущества, чтобы похитить мальчиков и телят. Но по желанию Кришны он смог это сделать. Кришна явился как их сыновья, и все эти коровы тоже не обычные, они все великие муни и риши. Во Враджа-мандале не обычные коровы, они хотели служить Кришне. Они знали, что из их молока готовится так много сладостей, масла, йогурта, но они лелеяли надежду на то, что когда-нибудь Кришна придет к ним и будет сосать их вымя. И вот Кришна пришел к каждой из этих коров.

Как правило, коровы проявляют наибольшую любовь к новорожденным телятам. Но хотя Кришна пришел к ним в образе более взрослых телят, коровы почувствовали непреодолимое влечение к своим годовалым телятам, потому, что Он всепривлекающий. Их не могли сдержать даже пастухи. Они разорвали все веревки и побежали к своим телятам. Они бежали через колючие заросли, колючки втыкались, разрывали их кожу. Но, не думая ни о чем, они бежали к своим телятам. А телята подбежали к своим матерям и стали сосать их вымя и слезы текли у коров из глаз. В течение года, Кришна исполнял желание своих преданных.

Через год вернулся Брахма и увидел, что те же самые мальчики и телята ходят по деревне, и он был очень поражен: «Ох, какой лукавый и проворный. Все-таки понял, куда я их спрятал.» Брахма пошел в пещеру, где он прятал пастушков и телят, но увидел тех же самых телят, которые по-прежнему спали. «О, наверное, я совершил ошибку». Он вернулся во Вриндаван и увидел ту же самую картину. "Ух! Что это? Магия?!" У Брахмы 4 головы и он одновременно стал смотреть в обе стороны и в обоих местах те же мальчики и телята. "Что же происходит? Все живые существа обмануты моей иллюзией, а Он обманул меня. Значит Он - мой Господь". Он почувствовал страшное раскаяние(tremendous repentance, absolute shelter) и стал молиться Кришне: "Прости меня, пожалуйста. Я совершил великое оскорбление, что похитил твоих близких. Я заставил их голодать в течение целого года. Я совершил страшное преступление". Когда Брахма полностью предался, он по милости Кришны увидел всех мальчиков и телят в форме Васудевы, о четырех руках. Васудева - это объект поклонения Брахмы. "О, это мой Господь, а я не мог понять". Осознав это, он упал без сознания. Затем, он поднимался, молился и снова падал без сознания. В конечном итоге, Кришна благословил его и Брахма увидел, что мальчиков и телят больше нет. Нет больше Васудевы, и только Кришна стоит с рисом смешанным с йогуртом, свирель заткнута за пояс. Посох, рожок и все Васудевы исходят из Нанда-нанданы - Шри Кришны. «Я понял, вот изначальный Бхагаван " - и Брахма стал возносить ему молитвы.

Я бы не хотел вдаваться в подробности. Я расскажу об этом в отдельности в подробностях позже, потому что я отхожу от темы.

Итак, когда Брахма совершил преступление против Кришны, он очень раскаялся, и взмолился: "В следующую кали-югу ты придешь как Шри Чайтанья Махапрабху, приняв умонастроение служения и сияние Шримати Радхарани. Я не хочу, чтобы у меня сохранилась это гордость, что я творец, и возможность совершить оскорбление. Пожалуйста, дай мне такое рождение, чтобы мне нечем было гордиться, чтобы каждый презирал меня. Тогда я не смогу совершить преступление против твоих Лотосных Стоп. Тогда Кришна сказал: "Хорошо. Отправляйся на Антарадвип, в Навадвипу дхаму и совершай там покаяния. Я явлюсь в Майапуре на Антарадвипе."

Когда мы приезжаем в Навадвипу, мы слушаем эту лилу. Брахма совершал там аскезы, и это было еще задолго до явления Шри Чайтаньи Махапрабху на этой земле, когда Он явился в сердце Брахмы.

Кришна спросил Брахму: "Чего ты хочешь?" Брахма ответил: "Ты дал мне слово, что я приду сюда, чтобы служить тебе, и рожусь в очень низкой семье". "Да, ты родишься как Харидас, и это рождение произойдет в очень низкой семье. Я сделаю тебя моим личным спутником, и через тебя буду проповедовать Шри Харинама санкиртану, ты будешь Намачарьей."

Некоторые говорят, что он явился в семье брахмана, родители его умерли и его подобрали мусульмане и воспитали. А другие говорят (в Адвайта-виласе), что отец его был Чанд Кази, но когда он был еще совсем маленький, его родители умерли. Но как бы то ни было, чистый преданный может явиться в любой семье, в любом слое общества. Если даже Вишну-бхакта является в низкой семье он все равно является лучшим из всех. В Чайтанья Бхагавате говорится: Уттом означает, что если кто-то родился в семье брахманов, но не поклоняется Кришне, то какой смысл в его высоком рождении? Он пойдет в ад. Это благородное происхождение, что оно спасет его? Он отправится в ад.

Веды учат всему этому. И чтобы показать учение Вед, Господь сделал так, чтобы Харидас родился в семье яванов, несмотря на то, что он великий преданный, близкий спутник Шри Чайтаньи Махапрабху.

В какой семье родился Прахлад? В семье демонов. Но он великий преданный и каждый молится о его милости. А Хануман, лучший из слуг Рамачандры? Родился в семье обезьян, а мы поклоняемся ему. Так и Харидас Тхакур. О нем только говорится, что он родился в низкой семье, однако, он высший из всех преданных.

А сейчас следует сказать о том, как Харидас Тхакур стал Намачарьей. Он явился до Чайтаньи Махапрабху, примерно за 35 лет до явления Махапрабху. Нитьянанда Прабху явился примерно за 12 лет до явления Махапрабху. Он старше даже чем Нитьянанда Прабху. Жил он в Бурдхане. Сейчас это в Бангладеш, неподалеку от границы. Сейчас Бурдхан относится к округу Кулна, а раньше был в округе Йашода. Еще до явления Шри Нитьянанды и Чайтаньи Махапрабху он раскрыл славу Шри Харинамы.

Будучи в Бенаполе он совершал великие аскезы. Это место находится неподалеку от Бангал, на границе с Западным Бенгалом. Харидас Тхакур оставил свой дом и пришел в Бенапол и начал воспевать 3 лакха Харинамы под деревом Туласи каждый день. Он воспевал в уединенном месте и поклонялся Туласи. Он воспевал 1 лакх вслух и 2 мысленно.

Мы воспеваем Харинам, и он воспевает Харинам. Но между его воспеванием и нашим - огромное различие. Потому что если мы воспеваем, совершая 10 оскорблений Святого Имени мы не можем получить его милость. Харидас Тхакур же воспевал без оскорблений, с неотступным вниманием, ясно от всего своего сердца, произнося Святые Имена. И что же произойдет, если мы последуем его примеру? Сначала Абсолютная Истина приходит через звук. Никто не может достичь сокровеннейшей, наитончайшей области без помощи мантры. Звук - это самое тонкое в этом мире. Он распространяется в эфире. Но тот мир еще более недосягаем, чем самое тонкое в этом мире. Тот мир начинается со звука. Не с этого материального, но с трансцендентного звука, Шабда-брамо. Не повторяя мантры, не повторяя Харинам никто не сможет достичь той цели. Никто. Если вы хотите достичь наитончайшей, наисокровеннейшей области, то вы должны повторять и повторять Харинам. И Харидас Тхакур явился, чтобы показать такой пример.

Все хинду, браманы были поражены, видя такой пример. Все они очень привлеклись им. Он излучал сияние, когда воспевал Хари Нам, потому что Хари явился в его сердце. Они стали оказывать ему глубокое почтение. Видя это, один богатый браман Рамачандра Кхан, почувствовал зависть: "Что такое? Я браман, а они не приходят, чтобы склониться передо мной. Вместо этого они оказывают почтение тому, кто не является хинду, который только делает вид, что воспевает Харинам". Таким образом, он почувствовал зависть. Харидас Тхакур не причинял ему никакого вреда, он просто делал свое дело, но Рамачандра Кхан стал ему завидовать. Так происходит всегда в этом мире.

У него было много проституток, и он позвал одну из них, самую красивую: "Ну-ка иди сюда. Я дам тебе деньги. Ты должна осквернить этого Харидас Тхакура. Потом ты скажешь мне, я арестую вас обоих и брошу его в тюрьму. Ее звали Лакхаира, она была действительно очень красива. Она ответила ему: "Хорошо. Пусть он вступит в связь со мной и затем его можно будет брать. Сначала я пойду одна".

Эта прекрасная проститутка пришла в место баджана Харидас Тхакура и стала говорить так, что не выдержал бы ни один риши, ни один муни. Стала говорить такие сладкие слова, как бы невзначай стала обнажать различные части своего тела, чтобы соблазнить его. Но Харидас Тхакур сказал: "Видишь ли, я принял такой обет, что закончу миллиард святых Имен. Я думаю, что примерно завтра я уже закончу, и затем я удовлетворю тебя, я исполню твои желания, ты, пожалуйста, оставайся и жди".

Она подавала себя так, что даже великие мудрецы и риши не смогли бы устоять, не Харидас Тхакур вкушал такую сладость воспевания Святого Имени, Который является абсолютным блаженством, что ничто мирское не имело над ним никакой власти. Все это может привлечь нас, потому что мы воспеваем Харинам с оскорблениями. Из-за этих оскорблений Он не является в нас, мы не чувствуем вкуса Святого Имени, поэтому эти мирские вещи могут нас привлечь. Таково доказательство отличия нашего воспевания от чистого.

Харидас Тхакур достиг сокровеннейшей области мироздания, он переживал сладость имени, красоты, божественных качеств Кришны, его спутников, его окружения и сладость его лилы. Лила это наитончайшее, самое сокровенное. Как могло что-то материальное привлечь его? Но чтобы благословить эту проститутку он оставался там по своей беспричинной милости.

Наступило утро. Лакхаира была обеспокоена тем, что ее желание до сих пор не исполнено. Харидас Тхакур извинился за то, что он поступил так непорядочно и попросил придти ее на следующий день.

Когда она пришла к Рамачандре Кхану, он поинтересовался тем как все прошло, может ли он посылать полицию. Но она попросила подождать еще один день.

На следующий день она снова пришла и стала прославлять Харидаса такими словами: "Ты такой юный и прекрасный что никто в этом мире не сможет жить без твоего расположения и еще много чего в этом роде."

Харидас отвечал: "Да, да, да. Вот сейчас закончу обет и исполню твое желание. Оставайся здесь. Так она просидела еще одну ночь и всю ночь она слушала Харинам. На утро Харидас Тхакур сказал: "О, я опять не успел закончить, думал, что успею, но не получилось. Но уж на следующую ночь точно." Опять она была разочарована.

Наступила третья ночь. Проститутка опять пришла. Поклонилась Туласи. Таков обычай среди хинду. Затем она села и опять стала, слушала Харинам и, в конце концов, ее сердце стало таять. Она стала переживать трансцендентное блаженство и ликование, которое никогда не чувствовала до сих пор. Она почувствовала великое влечение. И поняла, что совершила оскорбление, и она упала ниц рыдая: "Пожалуйста, прости меня пожалуйста, прости мое оскорбление. Я пришла, чтобы совратить тебя, бросить тень на твою репутацию".

Харидас Тхакур ответил: "Я знал это. Но я ждал три дня ради тебя. Раздай все, что у тебя есть, все, что ты заработала. Раздай все это браманам. Затем приди сюда в одной единственной одежде, с обритой головой (потому что своими волосами ты привлекаешь молодых людей). Приди сюда, я дам тебе мантру."

Она пошла и исполнила все, что ей было сказано. Все были поражены тем, что происходит. После этого она получила Маха-мантру от Харидаса Тхакура, который попросил ее оставаться там, проводить пуджу и воспевать Харинам. Затем он ушел.

Такова слава Харидаса Тхакура. Даже проститутка стала величайшей преданной и все Вайшнавы приходили, чтобы склониться перед ней. Если философский камень касается железа, то оно становится золотом, так и встреча с Харидас Тхакуром изменила даже проститутку.

Итак, после этого случая Харидас Тхакур покинул это место. И позже когда в эту же деревню пришел Нитьянанда Прабху неотличный от Баларама, который был сострадателен ко всем даже к Джагай и Мадхаю, он был в гневе на Рамачандру Кхана. "Рамачандра Кхан хотел бросить тень на такого чистого Вайшнава как Харидас Тхакур? Я проучу его".

Как вы видите, проститутка спасена, а Рамачандра Кхан находится в плачевном состоянии, несмотря на то, что по рождению браман. Нитьянанда Прабху в гневе на него.

Итак, Нитьянанда Прабху со всеми своими спутниками пришел в его дом. Рамачандра Кхан сказал: "У нас тут и так много людей живет. Вон видишь коровник, вот туда и идите спать".
Тогда Нитьянанда Прабху засмеялся: "Все вселенные исходят из меня, а мне предлагают коровник для ночлега?! Да, это место не годится для меня. Я говорю тебе, что яваны придут сюда, осквернят все что у тебя есть, разорят твой дом, изнасилуют твою семью". После этих слов Нитьянанда Прабху покинул это место.
Рамачандра Кхан не платил налоги, из-за чего пришли мусульмане и осквернили весь дом. А все люди, которые имели отношение к нему - пострадали.

Мы не должны оскорблять или порочить садху. Харидас Тхакур не воспринял это как оскорбление, но Бхагаван не мог потерпеть этого. Мы должны быть очень бдительны, когда общаемся с садху, следить за тем как мы общаемся.

Затем Харидас Тхакур отправился в Хугли, в дом Баларам Ачарии. Он был священником при Говардхан Маджундаре и Хиринья Маджундаре. Первый был отцом Шрилы Рагхунатх дас Госвами. Харидас Тхакур жил там и воспевал Харинам. Рагхунатх Дас Госвами приходил туда и кланялся Харидасу Тхакуру, получал его даршан и слушал Харинам из его уст. И Рагхунатх Дас Госвами, стал великим преданным, просто видя Харидаса Тхакура. Таково было святое влияние Харидаса Тхакура.

Хотя Рагхунатх Дас Госвами - вечный преданный, он показал на своем примере как мы можем придти к Господу. Благодаря встречи с Шудха-бактой пробуждается вечная истинная природа нашего я. В маленьком мальчике пробудилась его истинная природа, и он плакал о Кришне.

Как наш Ашрам Махарадж (которого звали до этого Кришна-прасад брахмачари). Он жил в Сарбхоге. Он был семейным Гуру, у которого было много учеников. Когда Ашрам Махараджу было 13 лет, в те места приехал Шрила Прабхупада. В то время его звали Камалаканта Госай. Шрила Прабхупада приехал туда и установил божества. И вот он ехал на бычьей повозке, а сзади сидел Камалаканта и Шрила Прабхупад разговаривал с ним: "Кто ты такой? Как тебя зовут? Ты живешь здесь?" Он задал всего несколько вопросов. Но этого оказалось достаточно, чтобы во время их разговора все его мирские привязанности были разрушены. Шрила Прабхупад излучал такое же излучение, притяжение, как Харидас Тхакур. И этот мальчик уже не мог оставаться дома, и когда наш Гуру Махарадж приехал туда, он пришел и принял прибежище у него. К тому времени Шрила Прабхупада уже оставил этот мир, но он сказал нашему Гуру Махараджу ехать в Ассам. Может быть, именно по этой причине. Потому что, там был кто-то, кого он должен был спасти. Гуру Махарадж приехал в Ассам, несмотря на противостояние членов его семьи: "Ты не должен уходить. Ты же браман, гуру, почему ты должен становиться чьим-то учеником". Он не смог остаться дома. Вся жизнь Рагхунатх Дас Госвами изменилась коренным образом, когда он услышал и увидел Харидас Тхакура.

Но там же жил другой человек, Гопал Чакроварти. Говардхан и Хиранья Маджундар захотели услышать о славе Харинама из уст Харидас Тхакура, о чем и попросили его смиренно. Там же присутствовали и другие брахманы. Они спросили его о том, какие благие последствия приходят от воспевания Харинама. Некоторые браманы сказали, что воспевание разрушает грехи. Другие сказали, что благодаря Харинаму мы можем получить освобождение. Однако Харидас Тхакур сказал, что все это не является подлинным благом, которое приносит воспевание Харинама, что, воспевая, мы можем достичь Кришна-премы. Лишь проблеск Харинама спасает от Намабхаса. Благодаря Намабхасе, вы будете спасены от всех грехов, вы получите освобождение, которое неспособны достичь даже гьяни. И тогда, один служащий - Говардхан Маджундара возразил: "Что вы говорите? Занимаясь гьяна-йогой в течение тысяч и тысяч лет, душа не может получить освобождение, и просто проблеском Святого Имени мы достигаем освобождения? Я не верю в это."

Харидас отвечал: "Понимаете, когда появляется только проблеск солнца, когда рассвет лишь брезжит, солнце еще не взошло, даже этот свет рассеивает всю тьму. Так же и Святое Имя, которое еще не полностью явило себя, лишь его проблеск устраняет все невежество, все грехи. Мы должны верить в это".
- Нет, я не верю в это. Если утверждение что повторение Намабхаса уничтожает все грехи не находит подтверждения в Писаниях, то ты должен поклясться что ты отрежешь себе нос.
- Хорошо, я согласен – ответил Харидас.
Услышав это, все были в гневе. Они закричали на Гопал Чакраварти: "Как ты смеешь так говорить с этой сознающей Бога душой?!"
Но Харидас Тхакур попросил их: "Ничего страшного, просто у него вот такое настроение. Вы не должны расстраиваться".
Однако за такое оскорбление Харидас Тхакура через 3 дня Гопал Чакроварти заболел проказой. Его нос и все конечности были съедены проказой. Все были в ужасе. И в то же самое время Рагхунатх Дас Госвами получил благо.

Харидас Тхакур был очень расстроен, когда увидел то, что произошло. Он немедленно покинул это место и пришел в Пхулию. В этом месте, когда он воспевал Харинам, все браманы почувствовали уважение к нему и об этом доложили правителю этого места. В то время их называли навабами. Кази, т.е. судья, доложил, что будучи мусульманином один человек воспевает Харинам. Если оставить это без внимания, то другие также будут заниматься подобными же делами. Это серьезный вопрос и он должен быть пресечен.

Харидаса Тхакура привели к навабу который сказал: "Ты же мусульманин, принадлежишь к священной религии, зачем ты воспеваешь Харинам как какой-нибудь хинду? Возвратись в лоно своей религии".
Харидас Тхакур ответил: "В чем проблемы? Кто-то говорит Бог, кто-то Аллах, а у меня есть склонность воспевать Харинам. Какой вред я причиняю другим? Есть хинду, которые молятся Аллаху, а я воспеваю…"
- Нет, ты не должен воспевать Харинам, иначе тебя бросят в тюрьму. Хорошенько подумай об этом.
После этого, его действительно бросили в тюрьму. Все заключенные очень обрадовались возможности получить даршан великого святого. Они надеялись, что благодаря этому, они будут спасены из тюрьмы. Когда Харидас Тхакур вошел, все заключенные склонились перед ним. Харидас Тхакур посмотрел на них и сказал: "Вы в подходящем месте. Так и оставайтесь здесь".

Все были просто в шоке: «Что он такое говорит? Мы-то надеялись, что увидев великого святого мы будем освобождены из тюрьмы, а вместо этого мы должны остаться?» Однако Харидас Тхакур объяснил: "Здесь, у вас нет никаких обязанностей. Но если вы вернетесь домой, то снова запутаетесь в различных обязанностях. А здесь вас кормят, и все время вы можете посвящать баджану. Человеческая жизнь предназначена для поклонения, а это самое подходящее место. Занимайтесь бхаджаном. Поэтому я и говорю так. Я не говорю, что вы должны остаться здесь навсегда, но просто это благоприятное место для поклонения Господу". Затем, Харидаса Тхакура снова вызвали к навабу, который спросил его о том, какое решение он принял. Харидас Тхакур ответил: "Вы можете разрубить мое тело на куски, но все равно я не перестану воспевать Харинам." Тогда наваб приказал забить Харидаса Тхакура до смерти на базарных площадях. Палачи схватили и начали избивать его. Видя это, люди были просто в смятении, они плакали и рыдали при виде избиения Харидаса Тхакура. А его все били и били, перетаскивая с базара на базар. Его уже избили на 22 базарных площадях. Обычно, если человека избивают на 2-3 базарах он уже умирает, но Харидас Тхакур оставался живым. Всевышний Господь, видя что делают с его преданным, был в гневе и хотел придти с сударшан чакрой, но Харидас Тхакур взмолился: "Они невежественны, не ведают что творят! О, Господь, не думай, что они совершают какое-то преступление!" Тогда Господь вернулся обратно и снова приходил, но по просьбе Харидас Тхакура опять вернулся.
Именно из-за этого случая, из-за преследования Харидас Тхакура Всевышний Господь решил явиться. И позже Господь показал ему, что он принял все те удары на свою спину. Он прикрыл Харидаса Тхакура.
Когда палачи увидели, что Харидас Тхакур не умирает, они взмолились: "Умри пожалуйста. Если ты не умрешь, то наваб подумает, что мы не выполнили своего долга, и казнит нас".
"Хорошо" – ответил Харидас и стало похоже, что он оставил свое тело. Навабу доложили об этом, на что он сказал: "Да, он заслужил это. Он принял чужую религию, поэтому его нельзя хоронить, надо выбросить тело в Гангу". Все было исполнено так, как сказал наваб. Харидас Тхакура выбросили в Гангу, где он продолжал воспевать Харинам. Воды Ганги вынесли его на другой берег, он встал и пошел дальше, продолжая воспевать. Люди увидели его и подумали, что это не человек - это пророк. И тогда наваб и все остальные пришли к нему и стали молить простить их: "Прости пожалуйста нас. Мы совершили ошибку. Ты не человек, ты свободен, делать все что захочешь".

Сегодня Нирджан титхи. Много можно рассказать о Харидас Тхакуре.

В Пхулии, я был там, в Пхулии, Харидас Тхакур жил в пещере и воспевал 3 лакха Харинамы. И в той же пещере жила огромная ядовитая змея. И те, кто хотели посетить Харидас Тхакура, чтобы предложить ему свои почтительные поклоны и получить его даршан, боялись заходить внутрь, из-за сильного ядовитого зловония, исходящего от этой змеи. Они обратились к Харидас Тхакуру: "Ты не должен оставаться здесь, где живет такая огромная ядовитая змея. Поменяй место. Ведь мы не можем приходить к тебе".

Харидас ответил: "Конечно, я уйду". И тогда эта змея выползла: "Нет, уйду я, а ты оставайся здесь. Я приходила сюда только для того чтобы слышать Харинам. Я не хочу причинять каких-то беспокойств". Так не словами, но действиями и из своего сердца сказала эта змея и уползла. Такое чудесное событие!

После этого события, Харидас пришел в Шантипур к Адвайта Ачарйе. Там к нему пришла Майа - Дурга Деви, Маха-майа. Не проститутка какая-то. Никто не может избежать влияние Майи и чтобы испытать Харидас Тхакура она пришла к нему в образе прекраснейшей женщины, а он воспевал Харинам.

Она пришла и стала соблазнять его сладкими словами и телодвижениями, а Харидас Тхакур сказал: "Я взял на себя обет. Я должен завершить воспевание по обету. Подожди здесь, когда я закончу свой обет, и я удовлетворю твое желание".

Так продолжалось 3 дня и на третий день она раскрыла себя: "Я – Майа-деви. До этого у меня была склонность к воспеванию имени Рама, но благодаря общению с тобой у меня появилось желание воспевать имена Кришны. Пожалуйста, дай мне имя Кришны. Ты истинный Садху. Никто на земле не может спастись от моей притягательной силы, но ты повторяешь Харинам и ты вкушаешь его сладость, поэтому у тебя есть сила спастись от всех соблазнов. Это подлинный результат воспевания Харинама. Я довольна тобой. Поэтому, пожалуйста, дай мне Харинам. Я хочу получить его от тебя". Она получила Маха-мантру от Харидас Тхакура.

Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе.

Посмотрите, Адвайта Ачарйа, Махавишну, сам Бог и он тоже выступает в роли преданного. Он предложил Шрадха-патру, что предлагают Господу в память об усопшей душе, Харидасу Тхакуру. Он пришел к Харидас Тхакуру и принес Шрадха-патру, которую обычно дают браману и поэтому Харидас Тхакур воскликнул: "Что ты делаешь? Я же не браман. Это противоречит Писаниям".

"Нет, я поступаю верно, потому что если ты примешь, это будет равнозначно поклонению тысячам браманов. Ты чистый Вайшнав. Все что я делаю полностью соответствует Писаниям. Пожалуйста, прими эту Шрадха-патру."

Затем Харидас Тхакур вступил в лилы Шри Чайтанья Махапрабху в Навадвипа Дхаме. После того как Чайтанья Махапрабху в Гайе получил от своего Гуру мантру, он вернулся в Навадвипу и начал движение санкиртаны. Тогда Харидас Тхакур в возрасте 50 лет пришел туда. В Шривас Ангане целыми ночами они воспевали Харинам: Харидас Тхакур, который сам Брахма, Адвайта Ачария который сам Махавишну, Нитьянанда Прабху - Баларам, Чайтанья Махапрабху - Кришна, Шривас Пандит- Нарад Госвами. Целыми ночами они воспевали, а на утро Махапрабху шел принимать омовение на Гангу.

Местные браманы стали жаловаться: "Они изобрели религию выкрикивания Святого Имени, мы не можем спать по ночам. Их надо наказать". По этим жалобам туда пришел правитель - Чханд Кази для того чтобы разобраться. "Чем вы тут занимаетесь? Я разобью вашу мридангу. Вы не должны заниматься этим. Я накажу вас." И он разбил мридангу. Все преданные были напуганы. Они оставались в доме и молились Шри Нарасимхе Бхагавану. И тогда пришел Чайтанья Махапрабху: "О чем вы волнуетесь? Выходите. Я пойду с нагар санкиртаной." И тогда началась первая нагар-санкиртана на улицах города. Сотни тысяч людей собрались и пошли к дому Чанд Кази. А ночью Чайтанья Махапрабху явился Чанд Кази как Нрисимха Бхагаван и вскочил ему на грудь: "Я убью тебя. Ты разбил мой мриданг."
- Нет. Я больше не буду этого делать. Просто все хинду жаловались, поэтому я исполнил их желание. Больше это никогда не повторится.

Итак, покорив Чанд Кази в форме Нарасимхадева, он пришел к его дому с санкиртаной. Когда шествие приближалось к дому, Чанд Кази спрятался внутри, видя такую огромную толпу. Чайтанья Махапрабху подошел к его дому и позвал его ласковым голосом: "Выходи. Мы с тобой родственники. (В Кришна лиле, Чанд Кази это Камса). Мы связаны с тобой. Чего ты боишься? Я же внук Ниламбара Чакраварти. А он из той же самой деревни, что и ты". Ниламбар Чакраварти - это отец Шачи-деви, матери Махапрабху.
Тогда Чанд Кази подумал: "О, ты внук Ниламбара Чакраварти. Хорошо я выйду".
После беседы с Чайтанья Махапрабху он стал его преданным и пообещал никогда не препятствовать движению санкиртаны. Сейчас, на месте погребения Чанд Кази мы можем видеть огромное дерево Глап-чапати и преданные и мусульмане приходят туда, чтобы поклониться ему. Он стал великим преданным Шри Чайтанья Махапрабху.

Затем Харидас Тхакур пошел в Пурушоттам Дхаму. Там он также участвовал во всех лилах Шри Чайтанья Махапрабху. Когда все преданные пришли в Пури, Господь Чайтанья Махапрабху был в Алалнатхе неподалеку от Пури. Это было во время Навасора-кала, когда после омовения Джаганатха, Джаганатх, Баладев и Субхадра остаются в уединенном месте и никто не может их видеть. Поэтому, чувствуя боль разлуки, Чайтанья Махапрабху пошел в Алалонатх. Прошло 2 недели и ему сказали, что из Бенгала пришло множество преданных и ждали его. Тогда Чайтанья Махапрабху снова вернулся и пошел в дом Каши Мишры. Там он встречался со всеми преданными, а потом спросил где же Харидас.
- Он еще не пришел.
- Почему? - встревожился Господь.
- Он говорит, что у него нет права заходить сюда, потому что это дом брамана Каши Мишры и если его слуги прикоснутся к нему, то они будут осквернены.
Услышав это, Чайтанья Махапрабху побежал к нему и по дороге увидел Харидас Тхакура распростертого на дороге, предлагающего свои полные поклоны.
Господь обнял его и спросил: "Почему ты здесь лежишь? Пошли со мной".
Но Харидас Тхакур ответил: "Дорогой Господь, прости меня, пожалуйста, я не могу пойти с тобой. Пожалуйста, найди мне какое-нибудь место неподалеку с тобой, чтобы я мог иногда видеть тебя".
Тогда Господь нашел ему место и воткнул в том месте палочку, которой чистил зубы и из нее выросло дерево бакул. И под этим деревом Харидас Тхакур воспевал Харинам.

Чайтанья Махапрабху приходил сам к Харидас Тхакуру, потому что Харидас Тхакур не приходил в дом Каши Мишры, и не подходил близко к храму Джаганатха. Там же останавливались Рупа и Санатана Госвами. Иногда они были втроем, иногда кто-то один из них. Затем, в конце концов, Харидас Тхакур перестал принимать пищу. Он стал уже очень пожилым и не мог закончить свой обет повторения Харинама: "Какой смысл поддерживать это тело. Лучше я умру, не принимая пищи". Говинда, слуга Шри Чайтанья Махапрабху сказал Махапрабху: "Харидас Тхакур перестал принимать пищу. Он берет только маленькую крошку Маха-прасада и принимает ее только для того чтобы оказать почтение и больше ничего. Он говорит, что он не может закончить обетованное число имени, поэтому какой смысл ему жить в этом мире".

Тогда Чайтанья Махапрабху пришел к Харидасу и сказал: "Ты сознающая Бога душа. Почему ты так привержен повторению Харинама в таком пожилом возрасте? Ты можешь воспевать не так много". Харидас Тхакур ответил: "Я понял, что ты уйдешь из этого мира очень скоро, но прежде чем ты уйдешь, я бы хотел сделать это раньше. Я не смогу вынести разлуку с тобой. Это также причина, почему я не принимаю ничего". Тогда Чайтанья Махапрабху взмолился: "Но ты же один из самых близких моему сердцу! Если ты уйдешь, как я смогу жить без тебя?!"
Харидас Тхакур ответил: "Что Ты, Господь?! Я же ничто! У меня нет никаких хороших качеств! У тебя столько замечательных спутников, а у меня нет никаких качеств, чтобы служить тебе. Но у меня есть желание: я хочу оставить это тело, видя тебя, прижав твои Лотосные Стопы к своей груди, произнося твое Имя. Пожалуйста, исполни мое желание".

На следующий день Чайтанья Махапрабху созвал всех преданных, и они начали петь Харинам, а Харидас Тхакур лежал и пил своими глазами красоту Шри Чайтанья Махапрабху. Он поместил его Лотосные Стопы на свою грудь и с великой болью разлуки он произносил: "Ха Шри Кришна Чайтанья! Ха Шри Кришна Чайтанья!" И так, произнося это Имя, он оставил свое тело подобно Бхишме. Бхишма тоже по своей собственной воле оставил свое тело.

После этого, Чайтанья Махапрабху стал подобен безумцу. Он поднял священное тело Харидаса Тхакура и стал танцевать с ним, поместив его на плечи. Все преданные танцевали вместе с ним. Мы должны сделать последнее, что можем для него - сказал Чайтанья Махапрабху - Мы должны пройти с санкиртаной, неся его тело к морю".

Так с санкиртаной они пришли к берегу и омыли его святое тело в океане, после чего Шри Чайтанья Махапрабху провозгласил, что этот океан стал величайшим местом паломничества, потому что соприкоснулся с телом Харидас Тхакура. После этого, они вырыли в песке самадхи Харидаса Тхакура. А после того, как Чайтанья Махапрабху поместил его святое тело туда, Он пошел к храму Господа Джаганатха, чтобы просить подаяния, на проведение праздника разлуки. Мы проводили этот праздник в нашем калькуттском Матхе. Мы раздавали множество порций кичри, но я думаю здесь нет возможности сделать это.

Махапрабху просил: "Я прошу вас! Дайте, пожалуйста, нам Махапрасад, чтобы мы могли отпраздновать разлуку с Харидас Тхакуром!" Подбежал Шрила Сварупа Дамодара и сказал: "О, Господь, Тебе нет необходимости просить подаяние. Мы сами все устроим". Сварупа Дамодара с другими преданными отправились в Храм, взяли прасад. Они провели великий махотсав и накормили всех преданных.

Чайтанья Махапрабху провозгласил, что те, кто шел вместе с ним в шествии по направлению к океану, те, кто бросали песок в самадхи Харидаса Тхакура и те, кто участвовали в этом празднике разлуки с Харидас Тхакуром, все они обретут Кришна-прему, все они вернуться домой обратно к Богу.

Итак, сегодня день ухода Харидаса Тхакура. В этот святой день мы должны предлагать свои бесчисленные полные поклоны Лотосным Стопам Харидаса Тхакура и молиться о его беспричинной милости. Он может дать все. Вы уже слышали:

кришна се томар, кришна дите пар,
томара шакори аче
ами то кангал, кришна кришна боле
дхаи табо пачхе пачхе.

Шрила Харидас Тхакур может явиться повсюду. Его тело трансцендентно и божественно. Для него нет никаких материальных препятствий. Мы будем молиться от самого своего сердца, и мы получим его милость. Мы должны поднести свои молитвы Лотосным Стопам Харидаса Тхакура: "Пожалуйста, будь милостив ко мне. Пусть у меня будет стремление воспевать Харинам, не совершая 10 оскорблений".

Харидас Тхакур может дать нам такую способность. Тогда мы сможем достичь своей цели, все наши трудности будут устранены, все наши низменные мотивы пройдут, и мы сможем обрести Кришна прему. В этот святой день мы также должны помнить о Гурудеве. Которого мы видели непосредственно, нашего Гурудева. Мы не видели Харидаса Тхакура, но мы должны приносить свои бесчисленные поклоны Лотосным Стопам Гурудева и молиться о его беспричинной милости: "Пожалуйста, прости нас. Прости наши бесчисленные оскорбления, которые мы совершили умышленно или неумышленно. Дай мне служение твоим Лотосным Стопам, Лотосным Стопам Шри Гауранги и Шри Шри Радха Кришны".


А сейчас если у кого-нибудь есть вопросы, прежде всего по сегодняшней теме и другие вопросы, пожалуйста, задавайте.

Вопрос: Все ли те, кто слышал Харинам с Лотосных Уст Харидаса Тхакура вырвались из пут этого материального мира, или все-таки была необходима некоторая квалификация?
Шрила Тиртха Махарадж
: Когда мы совершаем тяжкие преступления, то есть, осуждаем или критикуем садху - это великое преступление, когда мы оскорбляем садху, клевещем на садху… Если есть какие-то незначительные оскорбления они пройдут. Но если мы совершаем оскорбление того, кто распространяет славу Святого Имени, Лотосных Стоп такого Ваишнава, то, как Кришна может это потерпеть? Мы не должны оскорблять Садху или Гуру. Это очень серьезно.

Если мы совершаем какие-то незначительные оскорбления, мы можем получить какие-то материальные блага. Если у нас нет никаких корыстных желаний и в то же время никакой связи с Кришной, мы будем воспевать Намабхас. Он может дать нам освобождение, а освобождение может дать нам очень много преимуществ. Постепенно благодаря Намабхасе… случайно повторив Намабхас. Как, например Аджамил. Он никогда не оскорблял садху. Он жил очень греховно, бросил жену ради проститутки, совершал множество грехов, но он никогда не оскорблял Бхагавана. Случайно он был соблазнен проституткой, совершал грехи, но никогда не оскорблял Садху и Бхагавана Он просто не имел никакой связи с ними. А может быть и такое, что какой-нибудь благочестивый человек, который не совершает никаких грехов, но если он оскорбляет садху, то он никогда не получит милости Святого Имени.

Когда Аджамил произнес Святое Имя, то в его сердце явился Намабхас, потому что он никогда не критиковал, ни одного святого. Он даже ни понимал кто такие садху или Бог. Он был бхоги (наслажденец). Но если кто-то оскорбляет садху как Рамачандра Кхан, Гопал Чакроварти, то он получит только плохие последствия и ничего больше.

Вопрос: Есть ли какая-нибудь связь между 64-я малами которые воспевал Харидас Тхакур и 64-я качествами Кришны?
Шрила Тиртха Махарадж
: 64-е качества? У Кришны безграничные качества. Когда описывают 64 качества, имеют в виду его основные качества. Из них 4 самые главные: лила мадхурья, парикара мадхурья, раса мадхурья и затем рупа мадхурья. Нет никого, кто сравнился бы с ним по красоте. Эти 4 качества есть только у Нанда-нанданы Шри Кришны и больше ни в каком другом проявлении Бога. По этой причине Шри Чайтанья Махапрабху советовал нам поклоняться Нанданандане Шри Кришне.

Вопрос: Почему мать Прахлада Махараджа была помещена в такое сложное положение. Она была вынуждена находиться между мужем демоном и сыном преданным.
Шрила Тиртха Махарадж:
А почему Васудева и Деваки были брошены в тюрьму? А шесть их сыновей до явления Господа в этой же самой тюрьме были убиты Камсой сразу же после их рождения. Почему? Скажите мне.

После смерти Камсы, когда Кришна убил его, Кришна и Баларам пришли в тюрьму, чтобы поклониться своим родителям - Васудеве и Деваке. И они тоже в свою очередь поклонились своим детям: "Нет, вы не наши дети, вы Всевышний Господь". В этой лиле проявилось величие Господа, но это не Враджа према. Во Врадже, Нанда Махарадж и Йашода Деви никогда не думают о Кришне как о Всевышнем Господе. Деваки же не относилась к ним как к сыновьям. Она сказала: "Когда Камса убивал моих детей это было не выносимо. Какая мать может вынести такое? Я не могла даже накормить их своей грудью. Я хочу вернуть их обратно. Ты дал дакшину своему Гуру Сандипани Муни. Ты вернул ему утонувших сыновей. Так вот я хочу вернуть своих сыновей как ваше пожертвование. Ты же можешь сделать все, ты Всемогущий".
Тогда Кришна улыбнулся. Он подумал: "Что же такое желает моя мать? Это же не ее дети, это дети Маричи."
Однажды Брама создал очень красивую женщину. И для того чтобы овладеть, он помчался за ней, показать насколько может быть велико, и непреодолимо влечение в этом мире. И 6 сыновей Маричи осудили его поступок и стали смеяться над ним. И тут же они стали демонами, они ничего не могли понять. Они не могли понять, в чем смысл этого поступка Брамы. Они пришли как сыновья Каланеми одного из самых приближенных демонов, которые подчинялись Хираньякашипу. У Хираньякашипу была очень строгая дисциплина, но Каланеми не спросив у него разрешения, отправил своих сыновей совершать аскезы и покаяния в лесу.

Хириньякашипу был возмущен: "Ты - самый главный в моей команде и ты нарушил дисциплину, поэтому и другие будут следовать твоему примеру. Я проклинаю тебя: ты убьешь своих собственных сыновей". Тогда Калонеми стал Камсой, а его сыновья пришли как сыновья Деваки.
Кришна подумал: "Ну что я могу сказать? Все же я должен исполнить ее желание".
К тому времени ее сыновья уже родились в Шатал-пуре, в царстве Бали Махараджа. Кришна пошел туда и забрал сыновей. Кришна опять изменил их облик. Они опять стали младенцами и Деваки почувствовала, что это ее сыновья, почувствовала заботу о них и накормила их своей грудью. Получив молоко, которое пробовал Кришна, которое стало Прасадом (милостью) Господа, они избавились от своего проклятия и снова обрели свой облик полубогов и пошли обратно на райские планеты. Деваки воскликнула: "Куда же вы уходите? Вы же мои сыновья". Но они рассказали всю свою историю и отправились обратно.
Кто может это понять? Это карма-чакра.

Вопрос: Есть ли какая-нибудь связь между Вайшнава-дхармой и Христианством? Является ли Иисус Христос Аватарой Кришны?
Шрила Тиртха Махарадж
: Если мы будем следовать учению Иисуса Христа, то в нем есть очень много хорошего. Но просто называть себя христианином недостаточно. Приняли ли мы Его учение? В этом мире в различных местах, люди находятся на различном уровне сознания. В Бхарата-варше господствует религия, но в других местах преобладает безбожие. Но Бог связан со всеми, он является в различных своих проявлениях, чтобы в соответствии с уровнем людей дать им какие-то истины. Иисус Христос был послан в определенное место к определенным людям, чтобы раскрыть определенные истины. Такова была его миссия. Но мы должны следовать его учению.

Мы слышали от нашего Гурудева и Бхактивинод Тхакура, что Вайшнава Дхарма и Христианство как-то связаны. Они верят в единого Бога, есть очень много похожего. Если мы примем это и будем действовать на основании этого, то мы получим благо. А если мы просто говорим, что мы принадлежим к школе Шри Чайтанья Махапрабху и не следуем его учению, то какое благо мы получим? Мы должны принять их учения. Есть много хорошего.

Вопрос: Куда пошел Брахма, после того как оставил тело Харидас Тхакура?
Шрила Тиртха Махарадж
: Это лила. Он явился, потому что у него было желание родиться в очень низкой семье в лиле Шри Чайтанья Махапрабху. И Кришна исполняет его желание. И мы можем видеть, что эта лила безгранична. Брама снова и снова является как Харидас Тхакур. Кришна переходит из Вселенной во Вселенную, и существуют бесчисленные Вселенные. Эта лила повторяется в других брахмандах. Есть лила Шри Чайтанья Махапрабху, лила Кришны, Рама-лила и все они проходят вечно.

Транскрипция: Сатьяврата дас
Редакция: Гоураприйа дас


© 1999-2016 Hari-katha.org. All rights reserved.

Поставь себе такую кнопку Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100