О Прабхупаданугах
Баджир, Калифорния, 18 Мая 2004года, часть 2.
Тридандисвами Шри Шримад Бхактиведанта Нарайана Махараджа
Есть два вида гуру: шикша-гуру и дикша-гуру.
vande 'ham sri-guroh sri-yuta-pada-kamalam sri-gurun vaisnavams ca
«Я в почтении склоняюсь к лотосным стопам моего дикша- и шикша-гуру и всех
Вайшнавов».
Шикша- и дикша гуру могут быть равны. Но, если дикша-гуру является и шикша-гуру,
то дикша-гуру имеет некоторое превосходство. А если у нас нет возможности
слушать наставления Гурудева, то шикша-гуру в этой ситуации важнее. Мой
дикша-гуру - Шрила Бхакти Прагьяна Кешава Госвами Махараджа, а мой главный
шикша-гуру - Шрила Рупа Госвами. Кто из них важнее? Конечно Шрила Рупа Госвами.
Понимаете?
Мой шикша-гуру является и Шикхи-пуччха-маули, сам Шри Кришна (см. пояснение 1).
Кто в этом случае из них главнее? Конечно шикша-гуру, Кришна. Тем не менее,
сначала нужно выразить должное почтение своему Гурудеву, потому что именно Он
рассказал нам о Шриле Рупе Госвами, о Кришне, о Шри Чайтанье Махапрабху. Если у
Вас не будет гуру-ништхи, все, чем вы занимаетесь, не принесет результатов.
Гуру-ништха (сильная вера в осознавшего себя Гуру) это основа бхакти: ништха в
Гуру, в гуру-панчаку (см. пояснение 2), в гуру-парампару и в Господа Кришну.
Если у вас нет такой ништхи - вы несчастный человек. В этом случае вам надо
попытаться изменить свою жизнь так, чтобы обрести гуру-ништху.
Гуру-ништха приведет вас к акханда-гуру-таттве, Шри Баладеве Прабху, тогда вы
поймете, что Гуру является пракашей (проявлением) Шри Нитьянанды Прабху или Шри
Баладевы Прабху. Если вы просите о чем-либо вашего Гуру, Нитьянанда Прабху и
акханда-таттва Баладева сразу все устроят. Это происходит потому, что Гурудев не
отличен от Шри Нитьянанды Прабху.
Не думайте, что Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада открыл вам что-то новое, и
вы теперь являетесь «Прабхупаданугами». Некоторые думают: «Есть Рупануга
Вайшнавы (см. пояснение 3), а мы тогда Прабхупадануги». Люди, думающие так,
совершенно невежественны.
Все наши ачарьи учили нас следовать Рупануга Вайшнавам. Но кто они? Шри Чайтанья
Махапрабху сначала вложил все духовные истины, знание Вед, Упанишад и других
писаний в сердце Шрилы Рупы Госвами. Потом, по милости Господа, Шрила Рупа
Госвами постиг сердце Махапрабху:
sri-caitanya-mano-'bhistam
sthapitam yena bhu-tale
svayam rupah kada mahyam
dadati sva-padantikam
«Я был рожден во тьме невежества, и мой духовный учитель светом божественного
знания даровал мне прозрение. Я в почтении склоняюсь перед ним. Когда же Шрила
Рупа Госвами, принявший на себя в этом материальном мире миссию Господа Чайтаньи,
чтобы выполнить Его желание, даст мне приют у своих дотосных стоп?».
По милости Шри Чайтаньи Махапрабху, Шрила Рупа Госвами написал столько
замечательных книг: Шри Бхакти-расамрита-синдху, Шри Уджвала-ниламани, Шри
Упадешамрита и другие. Кто же такие Рупануга-Вайшнавы? Кто такой Шрила Рупа
Госвами? В Шри Уджвала-ниламани и Шри Бхакти-расамрита-синдху он объяснил все о
Враджа-бхакти. Он написал Шри Уджвала-ниламани специально, чтобы дать нам
враджа-прему и враджа-бхакти. В Шри Бхакти-расамрита-синдху он объяснил, что
бхакти может проявляться в пяти настроениях и в пяти видах служения: шанта,
дасья, сакхья, ватсалья и
мадхурья. Среди них наиболее важны сакхья, ватсалья и мадхурья. Настроение
Враджабаси, особенно у гопи в мадхурья-расе, это враджа-бхакти. А настроение
Шримати Радхики является высшим проявлением вражда-бхакти.
Шрила рупа Госвами раскрыл все эти истины:
ei ta sadhana-bhakti--dui ta' prakara
eka 'vaidhi bhakti', 'raganuga-bhakti' ara
«Есть два вида преданного служения: соблюдение правил и предписаний, и
спонтанное преданное служение». (Чайтанья-чаритамрита, Мадхья-лила 22.108)
Все, кто идет путем рагануги, не только обладающие манджари-бхавой в мадхурья
расе, - в какой-то мере тоже являются Рупанугами. Но мы лишь отчасти. Идущие
путем сакхьи и ватсалья-расы, являются раганугами, но и они не полностью
Рупануги. Только те, кто следует настроению Шри Рупы Манджари (другое настроение
Шрилы Рупы Госвами в служении Радхе-Кришне - это настроение гопи-манджари) и Шри
Рупы Госвами являются Рупанугами в полном смысле.
Какво же настроение Рупы Манждари? Она - служанка Кришны и Радхики, при этом
отдает предпочтение Шримати Радхике. На самом деле, она служанка только Радхики,
не Кришны. Если Шримати Радхика счастлива, то и Кришна счастлив. Если Кришна не
замечает кого-либо, кто нашел прибежище у лотосных стоп Радхики, то рано или
поздно Кришна будет вынужден признать его.
yasya prasadad bhagavat-prasado
yasyaprasadan na gatih kuto 'pi
dhyayam stuvams tasya yasas tri-sandhyam
vande guroh sri caranaravindam
«Обрести милость Кришны можно только по милости Шри Гурудевы. Без его милости не
возможно достичь духовного совершенства. Поэтому, трижды в день сосредоточенно
размышляя о величии Шри Гурудевы и восхваляя его в различных ставах и стути, я
возношу молитвы его лотосным стопам». (Шри Гуруваштакам, стих1)
Если вы нанесли оскорбление лотосным стопам Кришны, Он простит вас, в том
случае, если вы нашли прибежище у лотосных стоп истинного Гуру. Ваш Гуру скажет
Кришне: «Ты должен простить его, ибо он предался мне». Но, если Гуру не замечает
своего ученика или недоволен им, Кришна не признает его. Таким же образом, если
кто-то нашел прибежище у лотосных стоп Шримати Радхики, Кришна обязательно
одарит его Своей милостью, даже если Он раньше не замечал этого преданного.
radhika-dasi yadi haya abhimana
sigrai milai taba gokula-kana
«Если вы горды тем, что являетесь особой служанкой Шримати Радхики, очень скоро
вы встретите Гокула Канну». (Шри Радха Бхаджана Махима, стих 5)
Шрила Нароттама дас Тхакур - истинный Рупануга Вайшнав. Но чем он занимался? Он
убирал отхожее место своего Гурудева, Шрилы Локанатхи Госвами. Сначала Локанатха
Госвами не хотел принимать Нароттама даса в ученики, поскольку он был сыном
царя, принцем. Но позже он это сделал.
Нароттама дас подметал то место, и дочиста мыл его водой и навозом. Однажды
ночью Локанатха Госвами уличил Нароттама даса за этим занятием и спросил: «Кто
ты такой?» Нароттама дас заплакал, и тогда Локанатха Госвами принял его.
Любой, кто внешне и внутренне служит своему Гурудеву, являющемуся Рупанугой,
знает все сокровенные желания своего духовного учителя. Шри чайтанья
мано-бхиштам. Шрила Рупа Госвами исполнил сокровенное желание Шри Чайтаньи
Махапрабху. Придет время и вы тоже узнаете Шри Гуру мано-бхиштам. Если вы не
готовы к этому, вы не настоящий ученик. Вы ученик только по названию. Нужно
стараться узнать желание своего Гурудева – как сделать, чтобы он остался
доволен, и попытаться удовлетворить его. Если Гуру не доволен вами, тоже самое
испытывает и Кришна.
Пояснение 1.
cintamanir jayati somagirir gurur me
siksa-gurus ca bhagavan sikhi-pincha-maulih
yat-pada-kalpataru-pallava-sekharesu
lila-svayamvara-rasam labhate jayasrih
« Слава Чинтамани и моему дикша-гуру, Сомагири.
Слава моему шикша-гуру, Верховной Личности Господа, чью корону венчает павлинье
перо. В сени его лотосных стоп, подобных древу желаний, Джаяшри (Радхарани)
наслаждается трансцендентным вкусом вечного блаженства».
Этот стих из Кришна-карнамриты, написал великий Вайшнав Билвамангал Тхакур. (Шри
Чайианья-чаритамрита, Ади-лила 1.57)
Пояснение 2.
Guru-pancaka (пять поколений Гуру):Шри Гуру (нынешний духовный учитель),
Paramaguru (духовный учитель нынешнего Шри Гуру), Paramesthiguru (духовный
учитель парамештхи-гуру), Paratparguru (духовный учитель парам-гуру),
Paramparatparguru (духовный учитель паратрат-гуру).
Пояснение 3.
«Гаудия Вайшнавов именуют Рупанугами. «Рупануга» - значит «последователь Рупы
Госвами». Зачем нам становиться его последователями? Потому что
sri-caitanya-mano 'bhistam sthapitam yena bhu-tale. Рупа Госвами хотел утвердить
миссию Чайтаньи Махапрабху в этом мире». (Шримад-Бхагаватам 5.5.2)
Пояснение 4.
Рупануга-бхакти – «Служить Кришне нужно в соответствии с регулирующими
принципами, но развившие в себе спонтанную любовь, такую как у жителей
Враджабхуми, достигают стадии рагануга-бхакти». Развивший в себе спонтанную
любовь к Господу, достоин того, чтобы возвыситься до стадии рагануга-бхакти и
наслаждаться обществом жителей Враджабхуми. Там не существует регулирующих
принципов, там все наполнено спонтанной, естественной любовью к Кришне". (Шри
Чайтанья-чвритамрита, Мадхья 8.221)
ragatmika-bhakti--'mukhya' vraja-vasi-jane
tara anugata bhaktira `raganuga'-name
«Жителей Вриндавана связывают с Кришной узы спонтанного преданного служения.
Такое служение называется рагатмика-бхакти, и с ним не может сравниться ничто.
Преданное служение того, кто следует по стопам преданного живущего во Вриндаване,
называется рагануга-бхакти». (Шри Чайтанья-чаритамрита, Мадхья 22.149)
virajantim abhivyaktam
vraja-vasi-janadisu
ragatmikam anusrta
ya sa raganugocyate
«Жители Вриндавана являют собой яркий образец преданного служения, вызванного
спонтанной любовью. Преданное служение, в таком настроении называется
рагануга-бхакти, или служеним, вызванным спонтанной любовью».
Перевод: Мохини д.д.,
Редактор: Шашипад дас.
|