= карта сайта =
Шри Чайтанья Махапрабху
Шрила Бхактивинод Тхакур
Шрила Прабхупад
Шрила Бхакти Прамод Пури
Шрила Бхакти Ракшак Шридхар
Шрила Бхакти Веданта Свами
Шрила Бхакти Прагьяна Кешава
Ачарьи cовременности
Статьи Вайшнавов
Частые вопросы
Аудио-архив
Библиотека
= Словарь =
= Ссылки =
= Разное =

глоссарий

Hari-katha >> Ачарьи cовременности >> Шрила Б.Б.Бодхайан Махарадж >> Частые вопросы

Шримад Бхакти Бибудха Бодхайан Махарадж

Мы открываем цикл ответов данных Ачарьей Президентом Шри Гопинатх Гаудийа Матха Шримад Бхакти Бибудха Бодхайан Махараджем на вопросы последователей Гаудийа Вайшнавизма. Вопросы задает Индрадьюмна прабху indradyumnadasa@hotmail.com

Вопрос 1:
Существует ли вечная связь между Духовным Учителем и учеником? (Имеется ввиду: Будет ли у ученика в этой жизни тот же самый Гуру, который был у него или нее в предыдущей(их) жизни(ях)? И будет ли у него или нее тот же самый Гуру с последующей(их) жизни(ях)? - примечание Индрадьюмны прабху).

Ответ Шрилы Бхакти Бибудха Бодхайан Махараджа: Фактически правило таково: «чакшу дана дила йей, джанме джанме прабху сей», это значит, что Гуру-таттва появляется в каждой жизни. В данном тестке «Гуру» означает «Гуру-таттва». Таким образом, если мы принимаем сад-Гуру в этой жизни, то в следующей мы примем такой же тип Гуру-таттвы. До тех пор, пока мы не покинем планету, мы будем принимать Гуру из той же самой Сампрадайи. А Махапрабху – это посредник для достижения нашей конечной цели жизни.

Вопрос 2:
Можно ли назвать преданных Господа сентиментальными? Каково истинное значение понятия «сентиментальный»?

Ответ Шрилы Бхакти Бибудха Бодхайан Махараджа: В зависимости от нашего окружения мы можем быть сентиментальными как преданные. Сентиментальность не является преданностью вообще. Сентиментальные вещи преходящи. В любой момент наше настроение может измениться; иногда это может пойти на пользу преданности, а иногда нет. Понаблюдайте за этим в своей жизни и вы поймете.

Вопрос 3:
Гуру Махарадж, в священных писаниях говорится о возвышенных преданных. Оттуда же мы можем узнать, что когда эти преданные говорят о Шри Кришне или воспевают Его Святое Имя, то слезы появляются у них на глазах. Можем ли мы назвать эти чувства «духовными сентиментами»?

Ответ Шрилы Бхакти Бибудха Бодхайан Махараджа: Чтобы ни делал возвышенный преданный, все это исходит из его должной реализации. Теперь же, в большинстве своем, мы жаждем лишь показать свою авторитетность перед другими, чтобы казаться им возвышенными Вайшнавами. Если мы заглянем в Чайтанйа Бхагавату, то найдем там, что во времена Харидас Тхакура жил один укротитель змей, воспевавший игры Калийанага. Поскольку Харидас Тхакур был знаком с историей о Калийанаге в одной из Кришна-лил, Харидас Тхакур оказывался в экстатическом состоянии и его спутники отдавали ему должные почести из глубины своих сердец. В том же месте жил один так называемый брахман. Он думал, что если будет делать то же самое, что и Харидас Тхакур, то таким же образом все станут отдавать почести и ему. Так как он начал подражать действиям Харидас Тхакура, то укротитель змей понял фальшивость настроения этого так называемого брахмана. Поэтому он стал бить брахмана с тем, чтобы прекратить весь этот фальш. Спутники были поражены и не могли понять почему же тогда укротитель змей не возражал против действий Харидас Тхакура. Наконец все поняли, что действия Харидас Тхакура были на самом деле экстатичны. Именно поэтому укротитель змей преклонялся именно перед Харидас Тхакуром. Но «экстаз» брахмана был всего-навсего показным и предназначен лишь для того, чтобы заработать авторитет у окружающих. В настоещей истории настроение этого брахмана доказывает его непостоянство. Лишь с определенными целями сентиментальные люди делают из преданности шоу на людях. Истиная эмоция - это преданность, а преданность есть продвижение. Хотя мы и являем симптомы возвышенных Вайшнавов на людях, но на самом деле, это не является нашим истинным положением на пути прогресса. Фактически это симптом отсутствия у них прогресса, так как настоящий прогресс на духовном пути основывается на неподдельной скромности и самопредании, шаранагати.Вышеуказанным пояснением с историей о Харидас Тхакуре, укротителе змей и притворстве брахмана, я хотел бы сказать, что сентименты не являются нашим настоящим положением. В любой момент такое положение может измениться. До тех пор, пока мы не являемся чистыми преданными, что бы мы ни делали, всегда все это должно быть под руководством чистого преданного, в противном случае наша практика не принесет желанных плодов. Наши предыдущие Ачарии дают нам наставления постоянно воспевать Святое Имя, и тогда постепенно все симптомы чистой преданности проявятся у нас сами собой. Это и есть пояснение того, что же на самом деле есть сентиментпльность.

Если человек находится в положении чистого преданного и его слезы появляются действительно из-за его разлуки с Гуру, Вайшнавами и Господом, тогда это не будет сентиментами. Я хотел бы служить преданному до конца своей жизни.

Вопрос 4:
Что говорят Ачарии и писания Гаудийа Вайшнавов Шри Брахма Мадхва Гаудийа Вайшнава Самрадайи о положении нитйа-сиддха-джив (вечно освобожденных) и нитйа-баддха-джив (вечно обусловленных) в Творении Господа? Падают ли души из Духовного Мира в мир материальный из-за своей зависти к Господу, как утверждают некоторые проповедники ИСККОН?

Ответ Шрилы Бхакти Бибудха Бодхайан Махараджа: Таттва, как я слышал о ней от старших Вайшнавов такова: 

Мы просто должны принять то, что существует два типа душ, которые являются вечными неотъемлемыми частями Господа. Господь тождественнен всем нитйа-сиддха-дживам и нитйа-бадха-дживам, так как они поглощают плоды своей деятельности. В соответствии с различными уровнями эксплуатации или посвящения себя энергиям Господа, у них будет различный уровень счастья или несчастья. Энергии Господа одинаково действуют для всех. Джива (душа) является вечной татастха-шакти до тех пор, пока она не станет освобожденной. С того момента она становится сваруп-шакти. Джива-душа в своем обусловленном состоянии Нитйа-бадха имеет свойство привлекаться внешней энергией Господа (Бахиранга-шакти) или внутренней энергией Господа (Антаранга-шакти). Душа Нитйа-бадха называется Нитйа – вечной, потому, что не было такого момента в истории, когда она была бы не скована иллюзией хоть до какой-то степени. Бахиранга-шакти (Маха-майа) никогда не может попасть на Духовный план бытия и действует под руководством Верховного Господа. Духовный мир свободен от таких преходящих вещей как зависть, вожделение, гнев и т.д. Сваруп-сиддхи более не являются Татастхой. С того момента джива становится нитйа-сиддхой, вечно освобожденной, и оказывается полностью под защитой и руководством Всевышнего, при этом не обладая свойством быть привлеченной иллюзорной энергией Господа. Души нитйа-сиддхи приходят в мир материальный лишь для того, чобы наставлять тех искренних искателей, которые желают получить Божественную Милость и прибежище у Абсолютной Истины. Их положение таково, что они никогда не привлекаются иллюзией. Хотя иногда и может казаться, что они находятся под чарами иллюзии, но этот вид иллюзии ниспущен энергией Господа в форме Божественной иллюзии (Йога-майа) с тем, чтобы их игры различным образом соответствовали времени, месту и обстоятельствам.

Уважаемый Шрила Бхакти Бибудха Бодхайан Махарадж,

Недавно Вы написали мне следующее:

> Мы просто должны принять то, что существует два типа душ, которые являются вечными неотъемлемыми частями Господа
> Господь тождественнен всем нитйа-сиддха-дживам и нитйа-бадха-дживам, так как они поглащают плоды своей деятельности.
> В соответствии с различными уровнями эксплуатации или посвящения себя энергиям Господа, у них будет различный уровень счастья или несчастья.
> Джива-душа в своем обусловленном состоянии Нитйа-бадха имеет свойство привлекаться внешней энергией Господа (Бахиранга-шакти) или внутренней энергией Господа (Антаранга-шакти).
> Душа Нитйа-бадха называется Нитйа – вечной, потому, что не было такого момента в истории, когда она была бы не скована иллюзией хоть до какой-то степени.

Махарадж, в «Джайва Дхарме» Шрилы Бхактивинода Тхакура мы находим следующее:

 (Глава 1)
«Служение Господу Кришне является вечной обязанностью, нитйа-дхармой дживы. Забывая об этом, джива оказывается под влиянием майи. С этого момента душа отворачивается от Кришны. Из-за того, что эта непреданность Кришне проявляется лишь во время ее вхождения в материальный мир, не существует истории падения дживы во время существования материального мира. По этой причине используются слова анади-бахирмукха (отсутствие преданности Кришне у живого существа не имеет начала). С того момента, когда появляется отсутствие преданности Кришне и джива входит в майу, ее вечная обязанность искажается.»

Оксфордский Словарь определяет значение слова «время» следующим образом: «время – сущ. 1) неограниченно продолжающееся существование, события, и т.д., в прошлом, настоящем и будущем, отнесенное, как единое целое. 2) движение этого, как воздействие на людей или объекты.»

Также мне известно, что в материальном мире существуют аспекты прошлого, настоящего, будущего и вне материальной сферы существует только вечное настоящее или вечность.

Вопрос:
Каково значение слова «время», когда Шрила Бхактивинод Тхакур пишет (в вышеприведенной цитате): «Из-за того, что эта непреданность Кришне проявляется лишь во время ее вхождения в материальный мир, не существует истории падения дживы во время существования материального мира.»? Какова разница между двумя типами «времени» в этой цитате: 1. «...во время ее вхождения в материальный мир...» и 2. «...во время существования материального мира...»?

Ответ Шрилы Бхакти Бибудха Бодхайан Махараджа: «...во время ее вхождения в материальный мир...» отностится к «моменту» пограничной временной концепции [«татастха» между духовным и материальным понятиями времени] входа дживы в материальный мир. Точный момент входа дживы в материальный мир существует и записан на временном плане, который находится вне ограничивающего материального или мирского представления о времени. Поэтому не существует истории падения дживы «во время существования материального мира», что означает момент входа не мог быть записан во времени в нашем материальном представлении о нем и ограниченности таких представлений. По этой причине не существует временнÓй истории падения дживы во время материального мира.

Из термина «анади-бахирмукха» следует, что «анади» (не имеющий начала) имеет двоякий смысл в своем значении или применении – абсолютный и относительный; полный период падения дживы в майу не имеет никакого начала – равно как и вечный цикл «рождения-жизни-смерти» или «создания-существования-разрушения». Но с другой стороны, «непосредственный момент входа индивидуальной дживы в майу» имеет свое начало («ади») на уровне вечного и абсолютного времени, хотя в относительном смысле это («непосредственный момент входа индивидуальной дживы в майу») также называется «анади». В конечном итоге таттва требует понимания философии «Ачинтйа-бхеда-абхеда» Шримана Махапрабху (непостижимости одновременного единства и различия).

Вопрос:
Можем ли мы понимать суть концепции времени как проявление Воли Всевышнего Господа, близости Воли Всевышного Господа к воле дживы или это нечто другое?

Ответ Шрилы Бхакти Бибудха Бодхайан Махараджа: Это так и есть, и это не только близость Воли Всевышнего Господа с дживой, но также и с природой (мирозданием).

В «Джайва Дхарме» Шрилы Бхактивинода Тхакура мы находим следующее:

(Глава 15)
«Враджанатха: В сварупе дживы нет составляющей майи. Это дожно быть принято. Природа дживы может быть подвержена майе. Это я тоже понял. Теперь же я хотел бы узнать создала ли чит-шакти дживу придавая ей пограничную природу? (Тут Враджанатха спрашивает об обусловленных дживах).

Бабаджи: Нет, чит-шакти это полная энергия Кришны. Что бы она ни проявляла, будет являеться всеми объектами нитйа-сиддха. Джива не является нитйа-сиддха; она становится садхана-сиддха посредством садханы и наслаждается блаженством как нитйа-сиддха. Четыре типа сакхий Шри Радхи являются нитйа-сиддхами; они – проявления кайа-вйухи Шри Радхи, которая олицетворяет чит-шакти.

Все дживы появились из джива-шакти Господа Шри Кришны. Как чит-шакти является полной энергией Кришны, так и джива-шакти является Его неполной энергией. Все совершенные объекты появились из полной энергии, также как из неполной энергии вышло бесконечное множество крошечных джив. Господь Кришна, контролирующий каждую из своих энергий, проявляет Свои различные проявления соответственно. Руководя энергией чит, Он являет Свою форму Виласы из Баладевы во Врадже. Оказываясь в Своей майа-шакти, Он проявляет три формы Вишну – Каранодакашайи, Гарбходакашайи и Кширодакашайи.

Из своей формы Кришны во Врадже, Он проявляет все сущности чит. Из Своей формы Баладева, как Шеша-таттва, Он проявляет нитйа-мукта-джив, являющихся спутниками, которые оказывают служение Господу Кришне, Шеша-таттве, восемью способами. Кроме этого, становясь Санкаршаной как Шеша-рупа, Он проявляет восемь типов вечных спутников, оказывающих служение Шеше, Нарайане. Маха-Вишну, как проявление Санкаршаны, оказавшись в джива-шакти как Свердуша, проявляет живые существа материального мира. Все эти дживы (начиная с Маха-Вишну), помещаются в майу. До тех пор пока по милости Господа они не достигнут прибежища хладини-шакти мира чит, они будут подвержены поражению майей. Бесконечное число обусловленных джив, будучи пораженными майей, остаются под влиянием трех ее видов. Поэтому правило таково, что лишь джива-шакти проявляет джив, но никак не чит-шакти».(конец цитаты)

Суть такова, что существует три типа джив. Те, которые проявляются во Врадже из Господа Баладевы. Те, которые на планетах Вайкунтхах проявляются из Санкаршаны. И те, которые в материальном мире проявляются из Маха-Вишну. Первые два типа джив являются нитйа-мукта и третий – нитйа-баддха. По милости Господа, третий тип также может стать мукта если они занимаются преданным служением.

Вопрос:
В вышеприведенной цитате из «Джайва Дхармы» мы находим:
«...Как чит-шакти является полной энергией Кришны, так и джива-шакти является Его неполной энергией. Все совершенные объекты появились из полной энергии, также как из неполной энергии вышло бесконечное множество крошечных джив...»

Какова суть слов «полный» и «неполный», когда они относятся к слову «энергия»? Насколько возможно применение таких материальных представлений как «полный» и «неполный», когда мы говорим о таких духовных вещах как энергии Кришны?

Ответ Шрилы Бхакти Бибудха Бодхайан Махараджа: Суть терминов «полный» и «неполный» может быть объяснена как «более заполняющий» и «менее заполняющий» или «высший» и «низший» и использована для качественного сравнения между двумя вышеприведенными энергиями.

Поскольку как мы живем в этом в этом относительном материальном мире, иногда нам приходится выражать понятия таттвы посредством различных относительных терминов и языков, подходящих для этого земного плана и для нашего сравнительного понимания. Поэтому здесь термин «полный» указывает на «сравнительно лучший или высшего качества» и термин «неполный» указывает на «сравнительно худший или худшего качества» вот и все. Джива-шакти Кришны также является полной на своем уровне качества и природы, хотя она и не абсолютно полная.

Вопрос:
Означает ли в вышеприведенной цитате слово «полный» - «совершенный», а «неполный» - «несовершенный»? Является ли удовлетворение Господа сутью значения слова «совершенство» в его абсолютном смысле? 

Ответ Шрилы Бхакти Бибудха Бодхайан Махараджа: Да. Но термин «несовершенный» используется в сравнительном смысле.

Вопрос 5:
В вышеприведенной цитате из «Джайва Дхармы» мы находим: 

«...Как чит-шакти является полной энергией Кришны, так и джива-шакти является Его неполной энергией. Все совершенные объекты появились из полной энергии, также как из неполной энергии вышло бесконечное множество крошечных джив...»

По своей природе джива состоит из джива-шакти. Таким образом это означает, что джива неполная (несовершенная) с самого начала потому, что джива-шакти является неполной. Тогда мы можем утверждать, что Господь несправедлив, потому что создав дживу из джива-шакти с изначальным недостатком, Он таким образом подверг ее к впадению в майу и страданию.

Ответ Шрилы Бхакти Бибудха Бодхайан Махараджа: Нет, Господь НЕ является несправедливым; Он никогда не создавал джива-шакти ущербной по своей природе. «Неполный» означает неполноту лишь в сравнении с «полнотой» - но при этом эта «неполнота» совершенно нормальна в пределах стандарта своей собственной конституции. Например, солнце и луна, Господь и слуга – в отношении света и тепла солнце более полное чем луна, в то время как неполная (с абсолютной точки зрения) луна есть ничто другое, как луна со своей луноподобной полной природой (с относительной точки зрения) в пределах своей собственной категории. Также и пример Господа и слуги: так как Господь абсолютен, то Он и понимается как полный, и как слуга никогда не может стать непосредственно Господом, то его следует рассматривать как неполного, в то время как он является полным в своем личном положении или природе.

Джива является пограничной энергией Кришны (татастха-шакти располагается погранично между антаранга сварупа-шакти и бахиранга майа-шакти), изначально безупречной, свободной, наделенной свободной волей для выбора на какую сторону между антаранга-шакти и бахиранга-шакти она хочет идти. Посредством должного использования или злоупотребления своей свободной волей, она соответственно переходит на сторону антаранга-шакти, мира служения Кришне, или бахиранга-шакти, мира майа-шакти, уходя таким образом от служения Кришне и начиная ошибаться в своей изначально безупречной природе.

Ранее вы писали:
«Сваруп-сиддхи
более не являются Татастхой. С того момента джива становится нитйа-сиддхой, вечно освобожденной, и оказывается полностью под защитой и руководством Всевышнего, не имея при этом свойства быть привлеченной иллюзорной энергией Господа.»

В вышеприведенной цитате из «Джайва Дхармы» мы находим:
«Поэтому правило таково, что лишь джива-шакти проявляет джив, но никак не чит-шакти».

Вопрос 6:
Правда ли что татастха-шакти это та же самая шакти, что и джива-шакти?

Ответ Шрилы Бхакти Бибудха Бодхайан Махараджа: Да.

Вопрос 7:
Означает ли это что души Сварупа-сиддха освобожденные из тюрьмы материального мира, имеют такую же природу что и души нитйа-сиддха?

Ответ Шрилы Бхакти Бибудха Бодхайан Махараджа: Не совсем такую же. Скорее схожую или более близкую в зависимости от их (душ Сварупа-сиддха) вкуса к преданности и адхикара (степени подготовленности).

Вопрос 8:
Изменяет ли джива свою природу с джива-шакти на чит-шакти, когда достигает Сварупа-сиддхи?

Ответ Шрилы Бхакти Бибудха Бодхайан Махараджа: Да (исключая некоторые особые случаи по отдельному решению Кришны по различным причинам или просто в соответствии с Его высочайшей волей).

Вопрос 9:
Почему же мы называем личностей нитйа-сиддха и личностей нитйа-баддха одним словом джива (душа), если их природы совершенно отличны друг от друга и они совершенно различные существа? Что общего в их природе?

Ответ Шрилы Бхакти Бибудха Бодхайан Махараджа: Да, иногда личности нитйа-сиддха именуются дживами в соответствии с широким смыслом понятия джива-таттвы. Иными словами говоря, наилучшим пояснением будет следующее – это проявление дживы, которая понимается как вечная слуга Кришны в своей Сварупе (дживера сварупа хайа кришнера нитйа даса), хотя, еще лучше называть его (преданного нитйа-сиддха) соответствующим образом или отдельным термином с тем, чтобы отметить качественную разницу между личностями нитйа-баддха и нитйа-сиддха.

В этой связи, я также хотел бы обратить Ваше внимание на тот факт, что нитйа-баддха совершенно не обязательно будет означать «обусловленный вечно и повсюду, в прошлом настоящем и будущем», а скорее анади-бахирмукха – обусловленный умонастроением отсутствия преданности от начала времен, которое само по себе не имело начала (анади). Но это не значит, что обусловленной дживе никогда не доведется случай стать освобожденной в настоящем или будущем.

(Следующее является ответом на вторую часть вопроса 9: «Что общего в их природе?»)

Нечто общее в их природах таково, что некоторые из нитйа-сиддх исходят из пограничной энергии Кришны, изначально необусловленной джива-шакти (или татастха-шакти). С этого пограничного уровня в самом начале своего пути некоторые дживы оказываются привлеченными майей, как и наоборот, некоторые дживы оказываются привлеченными Кришной. Эта вторая категория называется нитйа-унмукха (вечно привлеченная) или в некоторых местах нитйа-мукха (вечно освобожденная). В некотором более высоком положении и в смысле взаимоотношений, нитйа-мукта также может быть названа как нитйа-сиддха помимо антаранга сварупа-шакти-(чит-шакти)-борн, которая изначально есть нитйа-парша паршадас, конечно же называется как паршада (а не джива). Даже если они иногда и называются дживами, то смысл должен быть понят как неотличный от паршада.

В «Джайва Дхарме» Шрилы Бхактивинода Тхакура мы находим следующее:

(Глава 16):
Существует бесконечное число джив, которые являются вечными спутниками Господа. На Голоке Вриндавана они проявляются Господом Баладевой для служения Господу Кришне. На Вайкунтхе они проявляются Шри Санкаршаной для служения Господу Нарайане, Господу Вайкунтхи. Они вечны и счастивы в занятости служением своему поклоняемому Господу. Всегда находящиеся в своей сварупе, всегда старающиеся сделать Господа счастливым. Всегда расположенные к служению Господу. И всегда полны энергией чит-шакти. Они совершенно не имеют никакого отношения или контакта с инертной майей. На самом деле они даже не знают, что существует такая энергия которая называется майа. Потому что они живут в духовной области и майа остается очень далеко от них. Они всегда поглощены блаженством служения своему поклоняемому Господу...»

В «Шримад Бхагаватам» прокомментированными Шрилой Бхактиведантой Свами Махараджем, мы находим историю Джайи и Виджайи: 

(Шримад Бхагаватам, 2.9.16, комментарий)
«В Падма Пуране, Уттара-кханта, есть полное описание йога-питхи, или особого места, в котором Господь выслушивает Своих вечных преданных... Там присутствуют все шестнадцать энергий, возглавляемых Кандой. Канда и Кумуда это первые привратники, на средних дверях стоят привратники, которых зовут Бхадра и Субхадра и на последних дверях – Джайа и Виджайа. Также есть и другие привратники, которых зовут Кумуда, Кумудакша, Пундарика, Вамана, Шанкукарна, Сарванетра, Сукумха и т.д. Дворец Господа великолепно украшен и охраняется этими привратниками.»

(Шримад Бхагаватам, 7.8.56, комментарий)
«Приход Хираньйакишипу на Землю и его деятельность как врага Господа были предопределены. Джайа и Виджайа были прокляты такими брахманами как Санака, Санат-кумара, Санандана и Санатана из-за того, что Джайа и Виджайа задержали этих четырех Кумаров. Господь принял это проклятие Своих слуг и согласился, что им надо будет придти в материальный мир и затем вернуться на Вайкунтху после того, как они отработают там срок проклятия. Джайа и Виджайа были очень этим обеспокоены, но Господь наказал им действовать как Своим врагам и тогда они смогут вернуться через три рождения; в противном случае им придется рождаться семь раз. С этим позволением Джая и Виджайа действовали как враги Господа и когда они оказались мертвы, все Вишнудуты поняли, что убийство Хиранйакашипу Господом было особой милостью явленной им.»

Вопрос 10:
В вышеприведенной цитате из «Джайва Дхармы» мы находим:
«И всегда полны энергией чит-шакти. Они совершенно не имеют никакого отношения или контакта с инертной майей. На самом деле они даже не знают, что существует такая энергия которая называется майа. Потому что они живут в духовной области и майа остается очень далеко от них.» 

Поясните мне пожалуйста, какова необходимость в дверях и привратниках, таких как Джайа и Виджайа, на Вайкунхе, если майа не может перейти в духовную сферу?

Ответ Шрилы Бхакти Бибудха Бодхайан Махараджа: Потому что Вайкунтха Дхама имеет трансцендентальную форму; таким образом там также есть двери для входа предназначенные для преданных.

Привратники необходимы не для майи, а для более качественного контроля других категорий личностей, которые являются обычными преданными в сравнении с возвышенными чистыми преданными Господа. На Вайкунтхе доступ таких обычных преданных как муни, девы, сиддхи, йоги, мукты и т.д., на даршан Господу Нарайане контролируется. Поэтому в какие-то интимные моменты служения Господу Нарайане, им не позволяется свободно входить внутрь. Это основная причина того, для чего необходимы привратники, а также одно из символических представлений силы Господа Нарайаны, Его высочайшего положения и славы, которые дополняют настроение Вайкунтха-лилы. Поймите, что лилы Господа, сладостные веселые игры, могут содержать множество вещей, в которых, как может показаться, нет необходимости, если их рассматривать с угла зрения Таттвы.

Вопрос 11:
В вышеприведенной цитате из «Джайва Дхармы» мы находим: 

«И всегда полны энергией чит-шакти. Они совершенно не имеют никакого отношения или контакта с инертной майей. На самом деле они даже не знают, что существует такая энергия которая называется майа. Потому что они живут в духовной области и майа остается очень далеко от них.»

Насколько такое возможно, что четыре Кумара прокляли Джайу и Виджайу? Если же это было сотворено Йога-майей ради игр Господа, то что же означает тогда выражение «Вайкунтха свободна от беспокойств» («Джайа и Виджайа были очень этим обеспокоены», «Шримад Бхагаватам», 7.8.58, комментарий)? И не было ли это шантажем со стороны Господа, когда Он сказал Джайе и Виджайе: «...действовать как Своим врагам и тогда они смогут вернуться через три рождения; в противном случае им придется рождаться семь раз.»

Ответ Шрилы Бхакти Бибудха Бодхайан Махараджа: Так как нам всегда необходимо верить духовным описаниям, то честный ответ будет таким: все эти события являются одним из видов волнующей игривости Господа-и-преданного, которые совершенно необязательно всегда подчиняются установленным системам и предписаниям духовного мира. Другими словами, течение лилы такого типа остается несвязанным нормальными духовными рамками и находится лишь под контролем необычайной, беззаботной и сладостной воли Господа. Характер такой игры находится вне каких либо умозаключений или рассуждений. Как иногда мы видим в драматической пьесе – сама игра является реальной для тех, кто в ней играет, но на самом деле она нереальна. Так же образом и все подобные вышеописанные события (не лучшие отношения между двумя видами чистых преданных – четырьмя Кумарами и Джайей, Виджайей, проклятие четырьмя Кумарами Джайи и Виджайи, беспокойства на Вайкунтхе, которая вечно свободна от всех типов беспокойств, наказ Господа Джайе и Виджайе действовать как Его враги с тем, чтобы они вернулись через три жизни, и т.д.), все это волнующе реально и на самом деле нереально. Возможно в такой игривости Господа-и-преданного содержится некая изюминка и вид проверки.

Вопросы: Индрадьюмна дас
Перевод: Дамодар дас


© 1999-2016 Hari-katha.org. All rights reserved.

Поставь себе такую кнопку Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100